Главная / Публикации /

Интервью

БОРИС КОСТИШКО: ВОСПИТАНИЕ БЕЗ РЕЛИГИИ НЕВОЗМОЖНО

24.01.2014

Выступая на IX Съезде Российского союза ректоров Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркнул, что сегодня невозможно говорить о воспитании, не упоминая, в том числе, его религиозную составляющую, и назвал воспитательную функцию университета величайшим предназначением высшей школы. В числе участников этого съезда присутствовал и ректор Ульяновского Государственного Университета Борис Михайлович Костишко, который на деле доказывает верность слов предстоятеля Русской Православной Церкви. Предлагаем читателям «Православного Симбирска» интервью с ректором одного из лучших ВУЗов Поволжья.

- Борис Михайлович, благодарим Вас за то, что согласились стать гостем номера, и первый вопрос связан с предназначением ректора. В чем, на Ваш взгляд, оно заключается?

- На мой взгляд, главное предназначение ректора заключается в том, что бы строить, не разрушая – сохранять и улучшать все то, что уже имеется в университете.

- В России сотни вузов имеют свои домовые храмы или часовни. УлГУ стал первым в области, у которого теперь тоже есть своя часовня, и это - хороший пример всем другим университетам региона. Расскажите, почему Вы решили открыть часовню, и как проходило строительство?

- Создание при вузах домовых храмов или часовен - дело благое и очень важное, направленное на защиту молодежи от наркомании, алкоголизма, пагубного воздействия сект и т.д. Это важный фактор духовно-нравственного воспитания. Строительство часовни студенты поддержали «на ура». Одобрили это предложение и преподаватели. По благословению архиепископа Симбирского и Мелекесского Прокла и под чутким, внимательным руководством протоиерея Олега Кропочева началась работа. Строили около года, а в мае этого года освятили. В скором будущем там начнутся постоянные богослужения. Радует то, что курирует часовню священник Димитрий Савельев, который является кандидатом педагогических наук и прекрасно находит язык с молодежью.

- А кроме открытия часовни, какие еще мероприятия религиозного характера проходят в УлГУ?

- Месяц назад состоялась межрегиональная научно-религиозная конференция, проходят богословские чтения, встречи священства со студенчеством, а совсем недавно произошло торжественное открытие памятника святым благоверным Петру и Февронии на Набережной реки Свияги. К тому же, наш университетский хор преподавателей и студентов имеет в своем репертуаре духовные песнопения и украшает мероприятия разного уровня. Часто проводим концерты духовной музыки.  Мы имеем много планов на будущее. Но здесь главное - не навязывать, чтобы не возникло перенасыщения. Люди сами должны придти к Богу. Человек чаще всего задумывается о Боге и находит Его, когда в жизни случается беда и тяжелые испытания, или же когда кто-то помогает ему задуматься. Поэтому мы предлагаем поговорить на эти темы, поучаствовать в интересных мероприятиях, и студенты сами проявляют интерес, хотят больше узнать о вере, Боге, своей родной религии. Но заставлять и давить никто не собирается. Человек создан свободным, поэтому сам должен понять, что близко его душе, и сделать выбор.

- Сейчас много говорят о корпоративном духе университета. Что это такое? Из чего он складывается?

- Корпоративный дух – это когда все студенты и преподаватели чувствуют себя одной семьей. А современное общество заражено болезнью гордости и эгоизма, ведь со всех сторон СМИ нам внушают: «Ты самый лучший!», «Ты достоин лучшего!» и т.д. Неудивительно, что объединить людей самолюбивых и единоличных непросто. В потребительской системе так называемого академического капитализма стираются понятия единства, любви, сплоченности. Российским вузам упорно внушается мысль о том, что они - просто продавцы образовательных услуг. Все это не случайно, просто кто-то целенаправленно пытается перенять воспитательную функцию у всех российских вузов для достижения своих корыстных целей. А чтобы этого не допустить, нужен единый корпоративный дух, и не просто фирменный стиль и футболки с логотипом, а твердая система нравственных и духовных ценностей университета.

- Признаюсь честно, когда была студенткой, я тоже думала, что задача вуза – лишь дать образование. А каким образом современный университет должен воспитывать?

- Сегодня именно в вузах проблемы развития духовно-нравственного воспитания наряду с образованием, творчеством, наукой, стали приоритетными. Религиозная основа духовно-нравственного воспитания очевидна для всех, так как она апеллирует к понятиям добра и зла, а это понятия духовные, а не материальные. Вообще, если задуматься над смысловым содержанием слов, то все прояснится. В слове образование есть корень «образ», который отвечает на вопрос «что?» или «Кто?». Значит, надо работать над созданием этого Образа. А в слове воспитание, помимо корня «питание», есть уникальная приставка «вос», которая дает понимание, что необходимо дать что-то большее, чем просто накормить и наполнить информацией. Здесь и заходит речь о воспитании студентов духовно богатыми людьми с твердым нравственным стержнем. Я согласен со словами Святейшего Патриарха Кирилла, который говорит, что современным вузам нельзя упускать из внимания тему воспитания студентов. Для этого нужно создать такую атмосферу, чтобы вуз «поднимал» человека, возвышал его личность. Необходимо поднимать планку культурных, интеллектуальных и моральных требований, чтобы люди боялись выпасть из этой общей системы ценностей. Должна быть создана модель нравственного уровня человека, такая же четкая, как уже существующая модель образовательного уровня. Как можно поощрять наличие «двоечников» в вузе? Так же нельзя мириться и с людьми, которые разрушают основы нравственности.

- Но ведь вопрос нравственного поведения касается не только студентов?

- Совершенно точно. Никто из профессуры и преподавательского состава с себя эту ответственность снять не может, напротив, мы должны быть нравственным и интеллектуальным примером для молодежи. Есть прекрасная фраза, что студенты учатся на собственных примерах преподавателей больше, чем на их лекциях.

- Борис Михайлович, а как Вы пришли к вере?

- Сейчас я еще только иду к вере. У кого-то этот процесс происходит резко, у других - постепенно. Как и многие люди того времени, я рос в атеистической семье. В детстве меня тайно крестила моя бабушка. Как это выразить, не знаю, но сердцем чувствую и радуюсь тому, что выбрал правильную веру, традиционную религию нашей страны – православие. Приходилось бывать в разных христианских храмах, и не передать те чувства, когда стоял у гроба Господня, понимая, что здесь все христианские конфессии сходятся в одно. Но православие все-таки роднее, ближе - это мое.

- А каким Вы были в студенческие годы, и есть ли, на Ваш взгляд, плюсы у современных студентов по сравнению с советскими?

- Студентом я был активным, общительным. Учился хорошо – много сил отдавал учебе, занимался общественной деятельностью. Уже в то время задумывался о Боге, смысле жизни. Конечно, вспоминаю эти годы с радостью в сердце – 6 лет студенчества и 3 года аспирантуры я посвятил родной аlma mater – МГУ им. М.В. Ломоносова. У современных студентов есть огромный плюс – можно открыто верить. Знаю замечательных студентов, которые прекрасно учатся, занимают активную позицию в обществе, при этом они воцерковленные люди и живут по Божьим Заповедям. По их словам, Бог им во всем помогает и наполняет жизнь истинным смыслом. Православная вера дает ответы на самые важные вопросы и определяет главные ценности.

- Но ведь сейчас молодежь, в большинстве своем, вообще не имеет никаких ценностей или же имеет ложные идеалы. А в лидерах любых молодежных организаций, в основном, встречаются эгоистичные личности!

- А это - результат тяжелой истории нашей страны. На Руси издревле Церковь была воспитателем людей. Пришедшие к власти коммунисты внушали всем, что Бога нет. И когда тоталитарная система власти рухнула, мгновенно потеряла свою силу и советская система воспитания. Начался хаос, и в этом безобразии стали появляться различные заморские воспитатели, которые внушали, что нужно жить для себя, получать удовольствие и брать от жизни все. Вот и современные молодежные лидеры зачастую работают лишь в своих интересах, и мало кто из них думает, что должен отдавать себя другим и трудиться на благо вуза, города, Родины. Система воспитания не выстроилась до сих пор, но радует, что она начинает возникать. Сейчас вертикаль власти принимает и поддерживает Православную Церковь. Неспроста и президент России Д.А. Медведев выразил солидарность с мнением Патриарха Кирилла, что, преодолевая кризис, нужно формировать систему духовно-нравственных ценностей, на основе которой будет развиваться российское общество. А молодежная среда сегодня особо остро нуждается в истинных нравственных лидерах, воспитанием которых и должен заниматься каждый университет.

Краткая биографическая справка:

Борис Михайлович Костишко родился 9 декабря 1965 года в селе Кемля Ичалковского района Мордовии.

Окончил физфак МГУ им. М.В. Ломоносова в Москве. Работал техником в лаборатории МГУ, ассистентом, старшим преподавателем, доцентом УлГУ.

Доктор физико-математических наук, профессор, зав. кафедрой физических методов в прикладных исследованиях, директор Института математики, физики и информационных технологий УлГУ.

14 декабря 2006 года избран ректором Ульяновского Государственного Университета.

Женат, воспитывает сына и дочь.

 

Надежда ЗЕМСКОВА.

(Газета "Православный Симбирск" № 13 (261) 08.07.09)


Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Памяти первого митрополита земли Симбирской»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: mitropolit-prokl.ru

Все новости раздела