Главная / Новости /

Новости митрополии   RSS-лента  

 

ЛЕД ТРОНУЛСЯ? или Рождественские чтения в Ульяновске...

15.01.2006

День первый: УлГУ

ЛЕД ТРОНУЛСЯ? или Рождественские чтения в Ульяновске...На протяжении трех дней, с 11 по 13 января, в нашем городе проходили первые городские Рождественские образовательные чтения на тему: "Образование и воспитание: участие школы, семьи, Церкви". Инициатором сего действа выступило Управление образования администрации города Ульяновска вкупе с Симбирско-Мелекесской епархией и Ульяновским Государственным Университетом. Событие для нашего города, прямо скажем, необычное. Мнения среди участников, как всегда разделились. Оптимисты восклицают: "Свершилось! Лед тронулся! Наконец-то власть предержащие поняли, что им одним, без помощи Церкви воз, называемый "народным образованием из демократической трясины не вытащить". Пессимисты, напротив, только хмыкают себе, говоря при этом: "Ну и что? Собрались, поговорили и кто куда. А где программа действий? Кто и чем конкретно будет заниматься, где все это расписано? А законодательная база где? А деньги на все эти дела где возьмете?". Ну, и в таком вот духе. Правда, и те, и другие сходятся в одном: подобного мероприятия ждали давно и, слава Богу, что оно, наконец-то, состоялось. Мы ж понимаем, что живет не в Москве, где подобные чтения начали проходить еще 10 лет назад. Но с другой стороны, можно ведь долго запрягать, а ехать - со свистом и ветерком. Ну что ж, поживем, как говорится, увидим.

С приветственным словом к участникам Рождественских чтений, некими острословами переименованного "бдениями", обратился Высокопреосвященнейший Прокл, архиепископ Симбирский и Мелекесский. Владыка выразил надежду, что данные Рождественские чтения помогут ответить на все животрепещущие вопросы духовного становления общества и на его единение. Пожелал обильной помощи Божией - чтоб Господь открыл уши всем, слушающим Слово Божие и чтобы наступивший год для сеятелей доброго, разумного и вечного, тем, кто ежедневно восходит на Голгофу был благоприятным.

В президиуме форума кроме Владыки, находились также помощник губернатора Татьяна Сергеева, глава города Сергей Ермаков, председатель городской Думы Василий Гвоздев, министр образования Правительства Ульяновска Тамара Девяткина, ключарь Свято-Богородице-Неопалимовского собора протоиерей Иоанн Косых, ну, и другие, скажем так, официальные лица. Все они выступили, поблагодарили организаторов форума, пожелали плодотворной работы. Безусловно, педагогам и представителям духовенства было приятно, что на них, вернее на проблему духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения обратили внимание такие серьезные и авторитетные политики. Звучали такие оценки, как "супермероприятие", "очень знаменательное событие", "святое дело". Сами участники находились в некоем недоумении: "А чего-то они (то есть чиновники) ни словом не обмолвились, как они сами представляют решение этой проблемы? Ничего не предложили..."

Ну, а уж после "торжественной", так сказать, части, пришло время и для "разбора полетов". Нас ведь,ЛЕД ТРОНУЛСЯ? или Рождественские чтения в Ульяновске... русских, хлебом не корми, а дай разобраться "кто виноват?" и помозговать "что делать?", "какой искать выход?" в деле воспитания человека, духовности и нравственности. Выступления двух докторов педнаук, профессоров Натальи Шмелевой и Ирины Юстус были пронизаны болью за разрушение личности и семьи, за мнимые ценности и за вседозволенность. В этой связи последовало напоминание о заповедях Божиих, о Нагорной проповеди Иисуса Христа. "Да, конечно, печально: меняются (или подменили?) ценности человека, меняется и сам человек. Что еще вчера считалось дурным скверным и похабным - сегодня этим бравируют, выставляют напоказ. Уважаемые ученые предложили залу: "Давайте вместе думать, как помочь юному поколению". А за моей спиной женский голос слышу откликается (шепотом правда): "Да действовать пора - хватит, уж наверное, болтать: вон сколько всяких фондов и комитетов насоздавали, а что толку?". С ней соглашается ее соседка: "Да я бы из зала никого не выпустила до тех пор, пока конкретные предложения по спасению детей не будут сформулированы. За каждым словом должно последовать дело. Если этого не будет - грош цена всем нашим чтениям и бдениям". По-моему, в президиуме этого не слышали...

Поиск истины, так как вне Божественной истины - все объективное безумие, а нахождение истины - нахождение Бога - тема беседы игумена Корнилия (Кабаргина). Свои размышления он закончил словами: "Свобода, из которой изъяли истину - всего лишь ложь". Несколько секунд после этого в зале стояла гробовая тишина.

Один оратор сменяет другого. На трибуне - директор 3-й гимназии Вера Хренкова. Она рассказала о совместной деятельности Мариинской гимназии №3 и Всесвятской церкви по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, о христианском воспитании в дореволюционном Симбирске. Хорошо, если после ее выступления кто-то из директоров школ задумается о связке семья - школа - церковь и не будет как в советское время, ждать команды или ЦУ, пущать или не пущать священника в школу? Опыт есть у нас в городе, он рядом - изучай, бери, применяй. Было бы желание. А власть предержащие и высокопоставленные чиновники от образования, если правильно поняли педагоги, не будут более чинить препятствий в проведении занятий "Основ православной культуры", в частности, школьного его компонента. Дай-то Бог!

Оживление в зале вызвали выступления протоиерея Иоанна Косых и иерея Алексия Селезнева. Отец Иоанн, в частности, отметил, что снижение образовательного уровня - это следствие духовно-нравственной катастрофы. Тем временем в школах мы сталкиваемся с преподаванием атеистической религии. Если трактуется, что человек человеку обезьяна, - то как мы можем повлиять на низменные инстинкты? Сегодняшние рождественские чтения - это своего рода напоминание властям об изменении политики. Сегодня время реальных дел: чиновникам на своем месте, педагогам - возвращаться к истокам. Новое - хорошо забытое старое. Брать из него все лучшее. Активнее принимать соответствующие программы и исполнять их.

Не менее ярким, впечатляющим и конструктивным, как и у отца Иоанна, получилось выступление священника Алексия Селезнева. "Значение средств массовой информации в современных условиях" - вот что проанализировал отец Алексий. "Сегодня в жертву тиражам и бизнес - расчету, зачастую приносят честь, достоинство и репутацию, как отдельных лиц, так и целых структур и организаций, к сожалению даже церковь здесь не исключение. Сегодня мы практически не имеем ни одного непредвзятого СМИ. Печалит безразличие государства - полным ходом продолжается "откуп" газет, журналов и теле- и радиоэфира частниками. Социальная значимость газетных выступлении отошли на второй, а то и третий план. На первом - его величество реклама - убийственная, растлевающая. Цель - получение прибыли любыми способами, а не сеяние доброго, разумного, вечного. Нужно всем сидящим в зале, педагогам, директорам школ, ученым создать атмосферу нетерпимости к вульгарному и чернушному "продукту". Для этих целей по западному опыту необходимо и нам создавать зрительские и читательские жюри, чтобы можно было вовремя, на выходе отфильтровать грязь и пакость, которую сегодня так усердно пичкают младое племя ретивые бизнесмены. Организаторов конференции отец Алексий поблагодарил за смелость и мудрость, и призвал всех не останавливаться, а идти дальше, спеша делать добро".

А в качестве "успокоительного" разгоряченным и под "завязку" набитым информацией слушателям были даны исследование секретаря епархиальных педагогических курсов Юлианы Константиновой "Святые земли Симбирской" и хороший концерт из духовных песнопений. Многие после этого удивлялись: оказывается, как много у нас в Ульяновске певческих православных групп и почему они не выходят на широкую публику в ДК и Дворцы культуры?

Самая большая ценность нынешних рождественских "бдений" по мнению Татьяны Михайловны, педагога с 30 летним стажем, выпускницы епархиальных курсов ОПК, это то, что мы впервые собрались в таком составе и из первых уст услышали, где мы находимся и что нам дальше делать, в каком направлении работать. Очень важно, с чем, с каким багажом мы сегодня отсюда уйдем. Хотелось бы надеяться, что власть на сей раз услышит нас.

День второй: "Белоснежка"

12 января в Центре развития ребенка - детском саду №253 "Белоснежка" состоялось одной из секций Чтений, темой которого стало "Взаимодействие семьи и учреждений дошкольного образования". В программу работы секции были включены не только научно-методические доклады, но и программа, подготовленная работниками и воспитанниками садика, что превратило работу секции в незабываемый Рождественский праздник.

"Белоснежка" стала единственным дошкольным учреждением, где проводилась работа секций Рождественских чтений. Кроме мэра Ульяновска Сергея Ермакова и руководителя городского отдела образования Людмилы Соломенко, на заседание были приглашены и представители Церкви - иеромонах Серафим (ЛЯХОВ) и иерей Ростислав ПРИСЯЖНЮК. В своих приветственных выступлениях оба священнослужителя были единомысленны - начинать духовное воспитание детей нужно в самом раннем возрасте, и изучение основ Православной веры должно занимать в этом ответственном деле не последнее место. По словам отца Серафима, "тот, кому были даны эти нравственные основы, никогда не поднимет руку на другого, тот сможет позаботиться о своих родителях в старости".

Среди многочисленных пунктов программы большой интерес среди присутствующих вызвала и нравственная беседа на тему заповеди о почитании родителей, проведенная отцом Ростиславом: "Воспитывая детей, мы должны всегда помнить, что большое значение имеет в этом деле, наш собственный пример. И если у нас есть родители, то мы должны прежде всего сами, своим примером показывать детям, с какой любовью нужно относиться к тем, кому мы обязаны своим появлением на свет".

***

Заседания других секций проходили в гимназия №3 и №30, школах №29 и 65. О том, как проходили заседания других секций, мы можем судить из отзывов участников Чтений, прозвучавших на подведении итогов Чтений, состоявшихся в здании управления образования мэрии города Ульяновска.

Кроме главы образовательной системы города Людмилы СОЛОМЕНКО, здесь также присутствовали начальники отделов образования районов, директора школ, в которых проходили секции, студенты УлГУ, представитель Ульяновского отделения Международного Фонда славянской письменности и культуры Сергей ВОРОНИН, преподаватель епархиальных педагогических курсов Людмила ГРИГОРЬЕВА. Все присутствующие делились своими впечатлениями от проведенныx мероприятий. Что дали каждому Рождественские чтения?

Евгения МОРГУН, главный специалист управления образования: «У меня остались очень хорошие впечатления, особенно от первого и второго дня чтений. Я считаю, что это очень нужное дело, и необходимо продолжить работу по нравственному воспитанию детей. Отрадно, что в школах города уже есть некоторый опыт работы в этом направлении. Неизгладимое впечатление и восторг произвела на учащихся гимназии №30 Железнодорожного района беседа священника Воскресенского храма Сергия ПЕТРЯШОВА о нравственности, проходившая в актовом зале гимназии в присутствии учеников 9-11 классов. Я уверена, что такие встречи принесут только добро детям».

Вера ХРЕНКОВА, директор гимназии №3: «Педагогический коллектив воспринял положительно совместную деятельность школы и Церкви в нравственном воспитании детей и давно работает в этом направлении. В школах проводятся молебны, панихиды. Во время чтений дети встретились с настоятельницей Свято-Михайловско-Архангельского Комаровского женского монастыря игуменией Магдалиной. Когда она простым доступным языком проводила с ними беседу о нравственности, то дети поняли, что жить по Божьим заповедям необходимо, чтобы было благополучие и в земной жизни и после нее».

Сергей ВОРОНИН: «Планка просвещения в данном мероприятии поднята высоко, и я считаю, что надо ее держать. Мы со своей стороны также ведем такую работу среди молодежи. В связи с этим предлагаю создать творческую группу, которая будет заниматься и решать вопросы нравственного воспитания». Управление образования поддержало идею Сергея Владимировича.

Татьяна ЧЕРНИКОВА, заведующая методическим кабинетом Ленинского района: «От себя могу сказать, что дети из школы №29 затаив дыхание слушали беседу священника Неопалимовской церкви Николая Архангельского. Хорошо, что на таких мероприятиях присутствует духовенство. Считаю, что надо продолжать взаимное сотрудничество школы и церкви в плане нравственного и духовного просвещения молодежи».

Наталья ПАВЛОВА, заведующая методическим кабинетом Железнодорожного района: «Данное мероприятие в гимназии №30 было воспринято очень одобрительно. Были получены отзывы, вот один текст одного из них из них: «Очень понравилось. Полезно. Мое предложение – в каждую школу приглашать духовенство для просветительской работы с детьми, проводить семинары на тему «Воспитание культуры и основ духовности у школьников».

Подвела итоги заседания Людмила СОЛОМЕНКО: «Исходя из вышесказанного, будем готовиться к другим чтениям. А также будем проводить семинар для заместителей директоров по воспитательной работе школ города, пропагандировать прохождение курсов учителей МХК, истории, литературы».

Общим собранием было решено в дальнейшем поддерживать отношения с Ульяновским фондом славянской письменности и культуры и епархиальными курсами, а также обратиться в Законодательное собрание и Городскую Думу с вопросом о создании комитета по защите нравственности.

День третий:

13 января были проведены экскурсии «Православные святыни Ульяновска», «Храмовый комплекс и церковно-приходская школа с. Арского», «Свято-Михайлоловский женский монастырь в с. Комаровка Ульяновского района». Многие участники экскурсий впервые соприкоснулись с православным миром, впервые задумались над тем, что Православие – не система запретов, а культурообразуюшая и государствообразующая религия нашей страны, зовущая человека к самосовершенствованию, к стяжанию благодати Боджией и преображению себя в соответствии с образом Божиим

Текст: Петр СМИРНОВ, Константин ПАШИН, Алексей ТАЩАЕВ («Православный Симбирск»),

Р.Б. Иулиания.

Фото: р.Б. Иулиания.

Протоиерей Иоанн Косых, ключарь Свято-Богородице-Неопалимовского кафедрального собора, руководитель Школы катехизации и детской воскресной школы Свято-Богородице-Неопалимовского кафедрального собора.

Ваше Высокопреосвященство, высокий президиум, уважаемые слушатели чтений!

Для нашей епархии, для нашей области Рождественские чтения – историческое событие, событие, которое можно назвать встречей «матери» и «дочери» – для нашего русского образования Церковь является «матерью»: зарождение и становление образовательной системы в нашем государстве началось с принятием христианства, и первые школы в нашей стране возникли при монастырях и храмах. На протяжении почти семи столетий образование было тесно связано с Церковью. Фактически образование было частью Церкви. Воистину в этот период само это понятие – образование – вполне отвечало своему внутреннему смыслу – образовывать человека, т.е. образование занималось становлением личности человека, воспитанием личности. Приблизительно с середины 18 века образовательные структуры постепенно стали отделяться от Церкви и стали возникать светские образовательные заведения. Этот период продолжался два столетия, пока революционные события, октябрьский переворот не отделил совершенно школу от Церкви. Можно сказать, «дочь» была насильно отделена от «матери». Мы с вами пережили период этого 70-летнего разделения школы и Церкви. Но надо сказать, что и в этот период школа всё равно сохранила те основные позиции, которые были заложены в период симфонии Церкви и школы. Советская школа, хотя и исповедовала государственный атеизм, исповедовала всё равно те нравственные заповеди, которые были заимствованы из христианства. Поэтому и в этот период школа формировала личность, формировала патриотов, заботилась о нравственном становлении, но все-таки духовный вакуум, конечно же, советская школа не могла восполнить. И когда период богоборчества закончился, в нашу систему образования, к сожалению, хлынули и сектанты, и проповедники всех мастей, да и сама система образования стала меняться таким образом, что воистину она перестала образовывать человека, и сейчас реформа образования грозит усугубить этот процесс, т.е. школа становится просто каким-то информационным инструментом общества, дает ребенку информацию, но не образовывает. И это очень страшное событие, это никак нельзя допустить, школа обязательно должна образовывать человека, и одна она, к сожалению, это сделать не сможет, необходима совместная работа, необходимо сближение вновь «матери» и «дочери».

Конечно же, наше государство именуется многонациональным и многоконфессиональным, хотя юридически это неправильно. По всем международным законам наше государство должно считаться мононациональным и моноконфессиональным, тем более что больше 2/3 населения нашей страны исповедуют одну веру – православную – и 80% жителей являются все-таки русскими. Это, конечно, не говорит о том, что представители других наций должны притесняться или им должно уделяться меньше внимания. Но посмотрите, к чему приводит эта ложь Конституции: у нас многонациональное общество, в котором ни об одной нации не заботятся, т.е. вроде бы все равны, но на всех, получается, государству наплевать – не происходит развития национальных культур, а уж о русской культуре вообще забывают; не финансируется ничего, не обращается взор наших детей к тем истокам, откуда мы пошли. Если бы у нас эту конституционную норму изменили и привели в соответствие с международным законодательством, пришлось бы принимать законы и о статусе русского языка, и о статусе нации большинства, национальных меньшинств, нужно было бы выделять средства на развитие национальных культур, что сейчас делается крайне неудовлетворительно. То же происходит и с конфессиями, т.е. заявляется многоконфессиональность, и при этом фактически не удовлетворяется потребность людей в духовном просвещении.

Государство обязано заботиться о духовном просвещении – это норма международного права. Каждое государство обязано давать своим гражданам возможность изучать не просто основы православной культуры, а основы национальных религий – прежде всего, поскольку большинство граждан нашей страны являются православными – Православия. Я не говорю о введении Закона Божия, как это было до революции, а об изучении национальной религии, которое должно быть в школах обязательно, иначе школа наша потерпит катастрофу, крушение, что уже отчасти сейчас и происходит – кому как не вам знать, какая духовная и нравственная атмосфера в школах и высших учебных заведениях: это и пьянство, и наркомания, и ранее вступление во взрослую жизнь в половом отношении, т.е. развращение – всё это разрушающие факторы. И снижение образовательного уровня – это не просто изменение самой системы, это следствие духовно-нравственной катастрофы, которая происходит в российской школе.

И, по моему мнению, это не случайно происходит, это какие-то процессы, которые сознательно инспирируются, и мы должны этому противостоять. Обязательно противостоять.

До сих пор наша школа именуется светской. Но что происходит на самом деле? В светской школе изучается религиозный предмет эволюционистов. Эволюционная теория никогда не была атеистической. Она была религиозной и возникла как одно из ответвлений протестантизма. В советский период ее сделали атеистической, но что у нас изучают в школах?! Теорию, которая не имеет ни одного доказательства. За всё время существования, почти 150-летнее, эта теория не предоставила ни одного доказательства своей истинности, и между тем ее изучают как научную. Эта теория полна фальшивок, подделок – подделанные скелеты, черепа… Эта теория обладает лишь рисунками, рисунками того, «как это могло бы быть». И между тем она преподается как научная теория, т.е. фактически мы сталкиваемся с преподаванием атеистической религии, и это делается на государственные средства. Смогла ли эта атеистическая религия воспитать нравственного человека? Того, который любил бы ближнего своего, который заботился бы о нем, который был бы жертвенным человеком – а ведь любовь нас призывает к жертвенности: пожертвовать чем-либо во благо ближнего своего. Нет, к сожалению, эта теория не может воспитать. Если человек считает, что произошел от обезьяны, это сознание не может ограничить никакие низменные инстинкты, это может их только стимулировать. И я думаю, государству необходимо обратить особое внимание на этот аспект.

Если мы уважительно относимся к нациям и религиям, это должно иметь какие-то реальные последствия, должна меняться политика государства, должны приниматься соответствующие законы, которые бы говорили о том, что государство действительно уважает национальные традиции народов, которые населяют нашу страну, и их религиозные традиции. Только тогда будут реальные изменения в системе образования. А мы с вами должны об этом государству напоминать, в том числе и Рождественскими Чтениями, в том числе и поддержкой депутатов, которые исповедуют именно такое мировоззрение, а не какие-то размытые общечеловеческие ценности. Сегодняшние Рождественские Чтения свидетельствуют о том, что эти изменения – конечно, благодаря доброй воле руководителей департамента образования – происходят. Эти изменения – личные инициативы, и для теперешнего периода это, конечно, определенный подвиг – идти против общего течения. Но я надеюсь, что этих подвигов будет больше, и людей, которые осознают значимость этой проблемы и катастрофичность положения, будет больше, и значит, будет больше реальных дел, реального движения, а не просто разговоров о том, что происходит катастрофа, что нужно что-то делать. Действительно, нужно что-то делать. Чиновники на своем месте должны проводить соответствующую работу, педагоги – не бояться того, что Церковь войдет в школу: это не вхождение Церкви в школу, это возвращение к истокам, к тому, что было.

Конечно же, нельзя повторять слепо прошлый опыт, но нужно брать всё лучшее. Мы привыкли в последнее время смотреть на «запад», как на «западе» происходит, но почему-то с «запада» берем то, что там устарело или то, что причиняет беды. Говорят о сексуальном просвещении: вот нам бы этот опыт сексуального просвещения ввести. Но посмотрите, что происходит: в Голландии после введения этих уроков на 40% возросло количество изнасилований и в 3 раза – количество подростковых беременностей. В Америке уже отказались от этой системы и вводят уроки нравственности и целомудрия. А у нас продолжаются теледебаты о том, стоит ли вводить сексуальное просвещение. Но сексуальное просвещение сексуальному просвещению рознь. Можно учить, конечно, как это делать, тогда дети и будут это делать. А можно говорить о том, когда надо это делать. Для каждого возраста нужна своя информация – т.е. нужно учить нравственности, ответственности, учить не торопиться. Но об этом у нас очень мало говорят.

А добрые примеры – из Германии, например, где есть религиозное образование, и поэтому очень мало сект – надо заимствовать и воплощать в жизнь, принимать соответствующие программы, реализовывать эти программы. Тогда ситуация будет изменяться.

Подводя итог Рождественским Чтениям, необходимо сказать, что уже третий год при епархии работают педагогические курсы, которые существуют во многом благодаря Григорьевой Людмиле Алексеевне. Она очень много сделала для получения православного образования, и сегодня основы православной культуры во многих школах преподаются как школьный компонент. Причем существует и методическое объединение православных учителей, которое возглавляет Сергей Владимирович Воронин, и педагоги продолжают встречаться, делиться методическим опытом. Издается журнал «Мономах», в котором публикуются статьи о нашей истории, о храмах, на базе Музея народного творчества проводятся тематические рождественские и другие выставки – то есть очаги духовной культуры у нас существуют, благодаря людям, которые радеют о воспитании подрастающего поколения, и важно более активно с ними сотрудничать.

 

Текст и фото:
раба Божия Иулиания 
[email protected]


Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Памяти первого митрополита земли Симбирской»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: mitropolit-prokl.ru

Все новости раздела