Главная / Новости /

Новости митрополии   RSS-лента  

 

-марта состоялась областная научно-практическая конференция "Духовно-нравственное воспитание и экологическое образование"

27.03.2008

областная научно-практическая конференция: «Духовно-нравственное воспитание и экологическое образование: опыт, проблемы и пути их решения в Ульяновской области».
 
В Ульяноском Государственном университете состоялась областная научно-практическая конференция: «Духовно-нравственное воспитание и экологическое образование: опыт, проблемы и пути их решения в Ульяновской области».
 
 
В конференции приняли активное участие священнослужители Симбирской и Мелекесской епархии:
 
протоиерей Дмитрий Савельев,
иерей Дмитрий Субботин,
иерей Николай Архангельский
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приводим доклад иерея Николая Архангельского, руководителя отдела религиозного образования и катехизации Симбирской и Мелекесской епархии:
 

Секция №1 «Экология и душа» Роль Церкви в экологическом воспитании молодежи.

 

«Роль Церкви в экологическом воспитании молодежи», доклад иерея Николая Архангельского

В начале своего выступления мне хотелось бы обратить ваше внимание, дорогие слушатели, на успех Церкви и ее популярность в обществе. Никого не удивляет участие священнослужителей в различных диспутах, конференциях и других подобных мероприятиях. Нужно сказать – СЛАВА БОГУ ЗА ЭТО! Но учитывая огромный авторитет Церкви в обществе и силу влияния Церкви на сознание человека, мы с вами не должны упускать из вида глубочайшую опасность для самой Церкви и для общества в целом – это секуляризм. ЧТО ТАКОЕ СЕКУЛЯРИЗМ? Приведу определение, которое дает известный богослов протопресвитер Александр Шмеман. СЕКУЛЯРИЗМ – это мировоззрение и соответствующий ему образ жизни, при котором не только основные стороны человеческого существования – такие, как семья, работа, образование, наука, искусство и т. п. – не только не связаны с верой и не укоренены в ней, но отрицается и сама необходимость или даже возможность подобной связи. Мирская сфера жизни при этом мыслится как АВТОНОМНАЯ, т. е. руководимая своими собственными ценностями и принципами, отличными от религиозных. Секуляризм может быть не полностью антирелигиозным, он может включать в себя определенный взгляд на религию. Принимать религию как нечто важное для человека и отрицать ее как цельное мировоззрение, формирующее всю человеческую жизнь. Говоря о роли Церкви в воспитании молодежи и общества в целом, я обращаю ваше внимание именно на эту мысль.

РОЛЬ ЦЕРКВИ В ВОСПИТАНИИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ИМЕННО В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕЛЬНОГО РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ, ФОРМИРУЮЩЕГО ВСЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ.

Чтобы своим выступлением затронуть каждого здесь присутствующего спрошу вас: «Считаете ли вы себя верующими христианами?» Большинство ответит: «ДА, В ДУШЕ Я ВЕРУЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК!» И это мнение многие подтверждают делами веры. Многие повенчались, освятили свои дома, исполняют религиозные обязанности – и все это с искренней верой. Но все это ни в коей мере не отменяет того очевидного факта, что его понимание всех аспектов жизни – брака, семьи, дома, работы и, наконец, самих религиозных обязанностей – проистекает не из веры, которую он исповедует в Церкви. Веры в воплощение, Смерть и Воскресение Христа, Сына Божьего, ставшего Сыном Человеческим, но из своего рода «философии жизни», т.е. идей и убеждений, которые фактически не имеют ничего общего с этим вероучением, если прямо не враждебны ему. Достаточно лишь перечислить некоторые основные «ценности» нашей культуры – успех, безопасность, общественное положение, конкуренция, выгода, престиж, честолюбие – чтобы понять насколько они противоречат самому духу Евангелия. Задача Церкви воспитывать и формировать такое общество, в котором религия и ее ценности составляли высший критерий всей жизни, посредством которого человек, общество и культура оценивали сами себя, даже если они то и дело отступали от него. Они могли жить, руководствуясь такими же земными побуждениями, но при этом религия постоянно обличала их, даже если она присутствовала лишь пассивно.

Наша секция получила название «Экология и душа». Я должен говорить об экологическом воспитании. Надо сказать, что экология молодая наука, и на сегодняшний день существует множество определений, дополняющих друг друга. Мне бы хотелось обратить внимание на обратную связь между человеком и средой обитания и на самого человека, как на личность, как единый живой организм. В природе все взаимосвязано и нет ничего лишнего. Так устроил Господь. О взаимоотношениях человека и окружающего мира мы читаем в первой главе книги Бытия в 28 стихе: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами, зверями, птицами, над всяким скотом, над всею землею. И сказал Бог: вот Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле и всякое дерево у которого есть плод древесный, сеющий семя – вам сие будет в пищу.»

Такое благословение было дано людям в раю. Но и после грехопадения в природе сохранялось равновесие сил. И человек продолжал обладать землей. В настоящее время очевидно нарушение Божьего устроения и замысла. Человек не обладает землею, а насилует ее и уничтожает. Перед человечеством стоит теперь вопрос: «БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?»

1. Как выжить в условиях непрерывно и резко ухудшающейся экологической обстановки?

2. Как сохранить свой генетический фонд, иммунитет и здоровье под прессом урбанизации, алкоголизации, наркотизации?

3. Как противостоять развивающейся ВИЧ-инфекции и другим опасным для здоровья и жизни заболеваниям?

4. Как сохранить свои этнические и культурные традиции под давлением современных информационных систем, возможностей интернета, массовой псевдокультуры, всевозможных сектантских притязаний на наши души и тела?

Вот круг проблем, к осмыслению которых приходит каждый, кому по долгу службы или по интересам приходится заниматься экологическими, социальными, демографическими или медицинскими вопросами, исполнением решений, направленных к совершенствованию и обустройству нашего общего дома – Земли. Самые страшные необратимые последствия в биосфере Земли происходят от действий человека. Я приведу страшные цифры. По оценке Е. Вильсона в настоящее время в мире исчезает три вида в час – более 70 в день или 27 тысяч в год!!! При сохранении такой тенденции вымирания в следующие 100 лет будет уничтожено от четверти до половины всех биологических видов. Я хочу выделить четыре основных способа, которыми человек приводит в действие эту страшную машину самоуничтожения и показать прямую связь этих внешних экологических болезней с глубинными повреждениями человеческой личности и нарушением нравственного законодательства, данного нам Богом.

Первый способ – это АКТИВНОЕ МАССОВОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ.

Тысячи, а иногда десятки тысяч людей берут в руки оружие и начинают «добывать», попросту убивать представителей определенного вида. Причины могут быть самые разные – сельскохозяйственные нужды, ценное сырье, мода, престиж и даже желание развлечься. Например, голландские колонизаторы в Южной Африке умышленно истребили зебру – кваггу, чтоб убрать ее с территорий, которые они намеревались использовать под сельскохозяйственные культуры. Дронт и морская корова Стеллера – классические примеры полного и быстрого истребления. Несколько десятилетий назад китайцы попытались уничтожить всех местных воробьев, чтобы решить проблему поклевов на полях. От полного уничтожения птиц спасло только то, что люди заметили опасные последствия – в несколько раз увеличилось число насекомых. Примеров можно приводить много, но если все эти факты прокомментировать с точки зрения верующего человека, то мы увидим аналогичные процессы самоуничтожения внутри человеческого общества и каждой личности в отдельности.

Бессмысленно лечить листья дерева, если подрубают его корни. Бессмысленно говорить о бережном отношении людей к природе, если сами люди не берегут свои души. Кровопролитные войны и как следствие – миллионы уничтоженных людей. Алчность, жадность, сребролюбие, пропаганда комфорта как цели жизни и достижение его любой ценой. Нежелание трудиться, но желание обладать сразу и всем. Женщины отказываются зачинать детей, а зачатых готовы убить и убивают. В таком обществе людей нет места бережному отношению к природе. Скорее нелогично будет выглядеть картина, где мать убивает свое дитя и после заводит собачку, чтобы было не одиноко. Но в том то и дело, что в таком обществе логика не действует. Общество становится безумным и быстро и планомерно работает на самоуничтожение.

Когда ученики Иисуса Христа просили научить их молиться, Христос дал им молитву Отче наш, где есть такое прошение: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». То есть человек должен стремиться довольствоваться тем, что ему необходимо для жизни. А ведь человеку на самом деле много не нужно. Если же человек будет желать избытка любой ценой и многих запасов, то это неизбежно приведет к смертным грехам: сребролюбию, зависти и убийству. Стало быть, начинать борьбу за чистые реки и здоровые леса нужно не с установки фильтров на очистных сооружениях, а с установки фильтров в своих мозгах и сердцах. Это возможно только при исполнении Божьих заповедей. Вспомните Синайское Законодательство.

Второй способ – РАЗРУШЕНИЕ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ.

Чтобы стереть с лица земли целые виды животных и растений не обязательно уничтожать их напрямую. Достаточно лишить их дома. Интенсивная вырубка лесов – наиболее яркий пример косвенного уничтожения животных и растений. Если вы проезжали по дорогам Ульяновской области, то видели разрушенные мертвые деревни, хлебные поля, заросшие деревьями и сорняками. Но это опять только следствие. А причина в разрушении религиозного мировоззрения человека. Верующий человек помнит установление Божье в поте лица своего добывать хлеб свой. И за эту память Бог всегда благословлял труды земледельцев, и было бережное отношение к земле и не плевали в свой колодец.


Третий способ – РЕЗКОЕ ИЗМЕНЕНИЕ УСЛОВИЙ ОБИТАНИЯ.

Еще один способ нанести непоправимый ущерб природе – нарушить сложившийся в экосистеме баланс введением новых чужеродных видов. Кролики, крысы, коты, свиньи, которых европейцы распространили по миру, внесли ощутимый вклад в уничтожение многих уникальных видов. И опять, если на эту проблему мы посмотрим с духовной стороны, то придется признать, что подобные действия человека возможны только при признании своего мнения самым авторитетным. Иными словами Божественное установление не берется во внимание, а мнение грешного человека делается мерилом и руководством к действию. Такое состояние Церковь обличает как гордость – мать всех пороков. Кто первый этим грехом согрешил в Библии, вы читали, имя ему Денница.

Четвертый способ – ОТРАВЛЕНИЕ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ.

Этот фактор угрожает не просто отдельным видам, а всем без исключения живым существам планеты. Что говорить о планете, если люди сами отравляют себя сознательно, ради удовлетворения своих страстей: пьянства, наркомании, блуда. Сейчас трудно найти в городах глоток чистой воды, в реках и озерах вода отравлена. И только в бутылочках мы видим чистую воду. Попробуйте найти глоток чистой информации, не отравленной ядом безнравственности. В политике, телевидении, рекламе, СМИ – всюду грязь и смертные грехи. В душе современного человека произошла экологическая катастрофа пострашнее Чернобыля. Правильно говорили наши благочестивые верующие предки: «без Бога не до порога». Поэтому без религиозного воспитания человека нельзя преобразить и сохранить мiр. Безрелигиозный человек будет уродовать сначала себя, потом тех, кто рядом, а потом и окружающий мiр. Помните диавол не против нравственности – он против Христа. Поэтому роль Церкви в воспитании - будь то экологическое, педагогическое, эстетическое или любое другое, заключается в воспитании в душе человека страха Божьего, который является началом всякой премудрости.

 


Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Памяти первого митрополита земли Симбирской»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: mitropolit-prokl.ru

Все новости раздела