Главная / Новости /

Новости митрополии   RSS-лента  

 

Вышла в свет книга протоиерея Алексия Скала "Церковь в узах".

05.12.2007

Вышла в свет книга протоиерея Алексия Скала «Церковь в узах».Строительство Спасо-Вознесенского кафедрального собора не единственный грандиозный труд отца Алексия. В 2007 году в свет вышла книга протоиерея Алексия Скала «Церковь в узах», отпечатанная «Ульяновским Домом Печати».

Книгу можно приобрести в церковной лавке Спасо-Вознесенского прихода.

Это фундаментальное исследование церковной истории Симбирской-Ульяновской епархии в советский период с 1917 по 1991 гг. В книге собран и обработан потрясающий по объему архивный материал, а также проведена масштабная исследовательская работа по сбору новых данных по истории епархии, так как епархиальный архив в период красных гонений был полностью уничтожен. По сути, книга представляет собой современный минологий, снабженный фотокопиями из архивов КГБ и фотографиями симбирских новомучеников.

 

Несколько строк из предисловия к книге отца Алексия Скала «Церковь в узах»:

«… Я хочу в числе первых адресовать эту книгу таким же, как я сам, приходским священникам. Те, о ком речь пойдет ниже, служили, может быть на тех же приходах, что и мы сами. Они были нашими непосредственными предшественниками. Может быть, в наших храмах сохранились иконы, перед которыми молились они, мученики и исповедники нашей земли, прославленные и до сей поры безвестные, своей верой и страданиями доказавшие право называться именем нашего Спасителя – христианами.

Эта книга будет нужна, и, надеюсь, полезна всем верующим православным людям, которым важна не просто память о былом нашей Церкви. Для них эта книга станет еще одним напоминанием о том, что многому из того, что сказано в Священном Писании о грядущих временах вселенской истории, еще надлежит исполниться. Ведь все должно будет стать реальностью – и пришествие антихриста, и будущие страшные гонения, и испытание веры тех, кто в то время будет составлять мистическое тело нашей Церкви во главе с Самим Христом. Ничто не отменится, но все сбудется. Когда? О том ведает лишь Отец Небесный. Может завтра, может через столетия. Но мы, христиане, должны быть готовы к этому всегда. А для этого нужно не забывать и постоянно помнить о тех страшных испытаниях, которым Господь попустил так недавно совершиться и через которые, как через очищающее и закаляющее горнило, должен был пройти наш русский православный народ за свой грех богоотступничества и предательство иудино.

Нужно быть готовыми и нужно помнить. Грядущие апокалипсические гонения будут куда более страшными чем те, о которых я напоминаю читающим эти строки».

Отец Алексий, недавно вышла Ваша книга, не могли бы Вы немного рассказать о ней?

Книга уже побывала в Москве, на выставке, организованной областной администрацией, и вызвала немалый интерес, в отличие от нашей епархии, к сожалению, - здесь о ней практически неизветсно.

В 2000 году состоялся Архиерейский собор, где был прославлен сонм Новомучеников и исповедников российских, пострадавших в годы советской власти. Однако, среди сотен пострадавших в годы воинствующего безбожия церковно- и священнослужителей и мирян не нашлось имен наших земляков. Желая исправить эту несправедливость, я вплотную занялся этим вопросом. Около года я работал в архивах Управления ФСБ по Ульяновской области, где и собрал огромное количество материала о наших земляках, пострадавших в годы гонений, в годы красного террора. Вот тогда и возникло желание «уложить» собранный материал в книгу.

Поразительно, отец Алексий, как Вы смогли это выдержать? (Со страниц книги на нас смотрели расстрелянные священники, были здесь и фотографии с мест массовых казней, взорванные храмы, украшавшие когда-то Симбирск. Были и кощунственные плакаты красных перевертышей…)

Работа была не из легких. Когда я перелистал тысячи страниц уголовных дел, тогда судьбы и страдания этих людей сталиОтец Алексий - беседа о книге. восприниматься как личная трагедия. Можете представить, когда они все начали мне сниться, эти окровавленные, расстрелянные священники! Одно дело, когда просто пишешь об абстрактном человеке, и совеем другое, когда ты видишь глаза этого человека, его лицо. Пишешь о нем и как бы переживаешь вместе с ним – отделить от себя излагаемые факты не получается. Начинаешь смотреть на вещи и события его глазами, и он для тебя становиться уже не чужим человеком. Тогда моя личная жизнь, мое служение стали восприниматься совсем иначе, стали оцениваться через призму судеб сотен наших симбирских новомучеников. Именно тогда я решил, что об их духовном подвиге должны узнать как можно больше наших православных верующих.

Вот никак не могут прославить священника Константина Подгорского, служившего до своей мученической кончины в Симбирской епархии. Его мощи лежат в Мордовии, в храме села Большое Игнатово. Когда его несколько лет назад поднимали из могилы, под гробом родник забил. Мощи его нетленны. Но, не найдены документы, достоверно подтверждающие его мучиничество. А батюшку распяли на дверях его же храма! Кто в то время составлял документы по факту этого зверства?!

Основную трудность представляло отсутствие епархиального архива, особенно за период 1920 – 1940 гг. Пришлось собирать информацию в соседних областях, какую-то информацию удалось найти и в архиве ФСБ.

Многие годы шла постоянная борьба большевиков с Церковью, этот феномен необходимо было объяснить. Почему же большевики так люто ненавидели Церковь? Я говорю о том, что большевизм – это как бы вид сатанинской, отвергающей Бога религии, созданной на быте, на обрядах Православия, потому что ничего другого русский человек и не примет. Именно поэтому большевизм как подобие, вернее – злобная пародия на Православие и прижился. Например, вот новый завет «евангелиста» Дамиана (Демьяна Бедного), вот пролетарская демонстрация у стен симбирского Троицкого собора, как пародия на крестный ход. В книге, подтверждая истинность моих умозаключений, я цитирую Маркса, Энгельса, Ленина.

Вот и фотографии наших архиереев и их биографические данные.

Вот период, с 1917 по 1928 годы – до начала коллективизации. Потом коллективизация - закрытие сельских храмов и прочее, здесь и общая история церкви с ее отражением на местных событиях. Например, что за праздник 12 сентября? Ведь это мало сейчас кто помнит. На самом же деле было восстание народной крестьянской армии, затем и крестьянский «чапанный» бунт, но об этом вы прочитаете.

Там, где не удалось найти фотографии священников, я добавлял фотографии храмов, где они служили. И так год за годом, описывается все, что происходило в епархии. Т.е. книга получилась не только по истории нашего края, а фактически о том, как у нас отразилось происходившее во всей России.

Здесь история практически каждого села губернии, и батюшки наши, которые служат на приходах, – служат в тех храмах, где служили ОНИ. Мы просто обязаны знать свою историю. По-моему, только в Кузоватово сейчас поставили крест в честь новомученика протоиерея Иоанна Ильинского…

Во времена, когда священнику нельзя было даже прийти в дом верующего (запрещено было законом), наши батюшки просто чудеса совершали! Например, отец Игорь Лихачев в Оськино. Его судили в 1937 году, за то, что его «влияние на массы культурно-отсталых нацменьшинств мордвов на столько велико, что в церковные праздники детей в школе нет, а все уходят в Церковь причащаться». Это 37-й год! Как же надо было жить, как нужно было служить, чтоб в те страшные времена не только храм не закрыли, но люди валом шли в церковь?!

А нам кто сейчас мешает, кто нас держит за руки?! Вот поле деятельности, и мы все, служители алтаря Божия, должны это понимать.

 

Материал подготовила: Ольга Шаталова

[email protected]


Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Памяти первого митрополита земли Симбирской»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: mitropolit-prokl.ru

Все новости раздела