Главная / Новости /

Новости митрополии   RSS-лента  

 

В Симбирске состоялась городская конференция "Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в семье, школе и внешкольном пространстве".

23.04.2007

19 апреля в Симбирске состоялась городская конференция "Духовно-нравственное воспитание детей иСоловцава И. А. Выступление в школе-гимназии №3. молодежи в семье, школе и внешкольном пространстве", организаторами которой выступили Управление образования мэрии г. Ульяновска, Симбирская и Мелекесская епархия и Симбирское отделение Международного фонда славянской письменности и культуры.

Кроме присутствующих на конференции представителей местной администрации, представителей Управления образования г. Ульяновска и духовенства, в качестве гостей конференции были приглашены игумен Георгий (Шестун), доктор педагогических наук, зав. кафедрой православной педагогики СГПУ (Самарская епархия) и Ирина Афанасьевна Соловцова, доцент кафедры педагогики Волгоградского государственного университета, канд. пед. наук, которые делились с нами опытом, выступив с черезвычейно интересными докладами.

В ходе докладов и выступлений были затронуты актуальные, острые проблемы современной школы, воспитания подрастающего поколения, взаимодействия школы и родителей. Особенно была подчерктуна роль Православия и развивающейся православной педегогики в процессе воспитания.

В России иерархию национальных духовных ценностей на протяжении столетий определяли, в первую очередь, Православная вера. Православие занимало ведущую роль в формировании российского государства и его культуры. Наш народ и наше государство в настоящий момент продолжают находиться в переломном периоде, более того, за небольшой исторический период в 20 лет политические лидеры перебрали массу идей и концепций развития нашей страны, но результат превзошел даже самые пессимистические ожидания и дело не только в деградации практически всех составляющих социальной жизни. Основная проблема нам, прежде всего, видится в том, что в нашем народе наблюдается упадок именно творческого, культурного начала и причина этого кроется, прежде всего, в духовной сфере. Эти «таинственные силы души», как называл эти духовные начала великий русский мыслитель Ильин, способны к духовному творчеству только тогда, когда они озарены, облагорожены, оформлены, воспитаны религиозной верой. История не знает духовно-творческого и великого народа пребывавшего в безбожии. Впадая в безверие народы разлагались и гибли.

Приезжая в Россию, человек должен понимать, что он приехал в особую культуру, особую историю, в особое тысячелетнее культурно-историческое пространство, которое получило название Православная цивилизация. Православная культура – это не только культура церкви, это культура нашей исторической жизни, это культура, которая включила в себя и античность, и римское право, и красоту византийской симфонии власти; это культура, создавшая некую государственность, это культура гражданского жития и великого отечественного военного подвига, когда понятия отечества и патриотизма – не просто любить Родину, за жизнь за Отечество положить, это великая жертвенность, великая любовь.

Выступление игумена Георгия (Шестуна)."Мы не должны спорить о том, какую культуру нам изучать. Мы не должны лишать детей всей полноты культуры, но мы должны подумать о том, как это сделать.

В государственном стандарте образования есть три уровня: школьный, региональный и федеральный. Поэтому национальную культуру можно изучать в специализированных дошкольных учреждениях, в национальных школах, в системе дополнительного образования, в семье, в конце концов, в местах компактного проживания национальную культуру можно изучать как школьных компонент. Кто в России запрещает изучать национальную культуру? Никто. Другой вопрос, а где изучать культуру цивилизации? А культуру цивилизации должно изучать все государство. Значит, здесь подключается федеральный компонент или региональный компонент. Поэтому мы не должны спорить изучать нам православную культуру или нет, мы должны сейчас уже вводить этот предмет как федеральный или как региональный компонент. А культуру мира где мы должны изучать? Как федеральный компонент. И закон нам это позволяет. Я думаю хватит разговаривать о том, вводить нам православную культуру или нет, а нужно говорить о том, как это вводить. Я думаю самый простой способ: это сейчас директорам школ, педагогическим коллективам, родителям вводить ОПК как школьный компонент и никто не имеет права вам это запретить, потому что по закону школьным компонентом как раз управляет школа. Если школа решила ввести православную культуру, то ни мэр города, ни губернатор, ни депутаты не имеют право вам это запретить, это ваше законное право. У нас в Самаре уже сотни школ преподают Основы православной культуры как школьный компонент. Мы уже подготовили сотни учителей, у нас есть собственные программы, сейчас мы пишем собственные учебники. Многие губернии уже ввели ОПК как региональный компонент. И в Самаре несколько школ уже ввели ОПК как региональный компонент в виде эксперимента. Я думаю, наступит время, когда этот предмет введут и как федеральный компонент.

Но вот нам говорят, а давайте введем вместо православной культуры какой-то предмет «Религии мира». Вы знаете, что меня беспокоит, а почему ВМЕСТО? Мы никогда не говорим: «Давайте введем православную культуру вместо чего-то». Давайте ВМЕСТЕ введем! Религии мира тоже интересно поизучать, в этом случае эти два предмета вообще бы дополняли друг друга. Но почему одно вместо другого? Почему мы постоянно сталкиваемся, постоянно воюем, почему пытаемся вытеснить то, что является основой нашего мировоззрения, основой нашей культуры, основой нашего воспитания. Ведь Россия за тысячу лет никогда не была атеистической, материалистической. Мы всегда жили в своей культуре, всегда молились как хотели, думали как хотели. Единственное, чего нельзя было – воевать с Россией. Если ты сын России, ты можешь быть и мусульманином, но никогда не воюй против нее, если у вас вера иная, неправославная, это не делает вас какими-то иными гражданами России.

Уже 15 лет в России преподается предмет «Основы православной культуры». Министр Филиппов прислал стандарт образования по православной культуре и никто его не отменил, между прочем. У нас в Самаре создана межвузовская кафедра православной теологии, при всех вузах строятся храмы, при школах строятся домовые церкви; Конституция этого не запрещает, она запрещает создавать религиозные организации в школе.

Когда мы читаем курс православной культуры в вузах, мы видим, что никакого конфликта, никакой второй Чечни, как некоторые нас пугают, ничего этого не происходит, это абсурд. Наоборот, когда 85% не дают изучать отечественную культуру – это просто разжигание национальной розни. Не дай Бог обидеть одного мальчика в классе, а тридцать мальчиков обидеть, пожалуйста. И вот в этом отношении, я могу сказать, что, например, этнические мусульмане изучают православную культуру с большим удовольствием, чем русские, они и отметки имеют лучше. Потому, что в этих семьях больше сохранилась религиозная традиция, а раз так, значит, они более терпимо относятся к другой традиции.

Я рад сообщить вам, что вся Россия давно уже изучает православную культуру, вошла в православную цивилизацию и я приглашаю Симбирскую губернию войти в нее тоже. Иначе получается, что придется создавать еще одну автономную область – атеистическую.

Сохранить нашу национальную культуру, православную религиозную традицию – это и есть наша национальная идея. Поэтому я поздравляю вас с тем, что конференция сегодня все же состоялась".

"Сознание наших детей загромождает ежедневная, черная, обильная информация СМИ и мы должны этому противостоять - говорила в своем докладе директор общеобразовательной школы № 6 Филатова Зоя Ивановна. Как? На уроках, в индивидуальных беседах, поездках по родному краю, во встречах с интересными людьми, через познание истории и культуры нашей страны.

Они замечательные - наши дети, они спрашивают: Почему в Древней Греции во время Олимпийских игр прекращались войны, а сейчас Олимпиада становиться поводом для разжигания национальной розни? Почему люди не понимают, что надо жить в мире, ведь от этого человечество только погибнет? И мы взрослые не имеем права не замечать их печальных глаз, мы должны отвечать на их тревожные вопросы, мы всегда должны быть рядом – они учатся жить.

Дети видят и социальное неравенство и как они относятся к нему. Они видят две веры, а как сохранить им настоящую веру, а главное, как определить эту единственно настоящую [веру]".

А затем она зачитала стихотворение своей воспитанницы, ученицы 11 класса:

Из темных бронированных окон
На этот мир взирают сильные
Не трогает их жалкий детский стон –
Их репутации всегда стерильные.
 
Не неба в их глазах, сердцах,
А души под замком в швейцарском банке.
Они живут в шикарнейших дворцах
Туда не въедешь, при желании, на танке.
 
Такие люди верят все в одно:
Карьеру, бизнес, деньги, связи
Дай Бог не опуститься им на дно
Мы большей не нашли бы грязи.
 
Смотрю на мир и думаю: Как быть?
Как стать мне настоящим человеком?
Наверно, надо жизнь саму любить
И верить – зло не правит нашим веком!
 
Л.Д. Соломенко.
Перед собравшимися также выступила начальник Управления образования мерии г. Ульяновска, заслуженный учитель России, Людмила Дмитриевна Соломенко. В своем очень живом, эмоциональном выступлении она затронула также острую проблему детской и подрастковой преступности, проблему родительской жестокости и общего нравственного упадка.

"Уже 2 года мы с вами обсуждаем вопрос вводить или не вводить в школах предмет Основы православной культуры. А что происходит в нашей школьной среде, на улицах нашего города?! Ведь в этом году мы массу энергии потратили на то, чтобы остановить подростковую преступность. Вместо добра в душах наших подростков, наших детей, в них озлобление, вместо доброго слова у них развиваются кулаки. Кто должен заниматься этим вопросом? Кто, как не учительство. А сколько обращений поступает в отдел опеки и попечительства о жестоком обращении родителей, материалов о лишении родительских прав. Вместо любви в материнском сердце грубость и жестокость – это тоже наша проблема, это наши потери в педагогической работе, мы не общаемся с родителями. Поступают так же жалобы на грубость учителей.

На круглых столах и конференциях с директорами школ был принят итоговый документ, где было принято следующее: с 1 сентября ввести в каждой школе путем школьного компонента курс «Основы православной культуры», «Основы нравственности» и «Основы церковно-славянского языка». Т.е., один из этих курсов школа должна будет взять, причем, этот курс должен быть сквозным, с 1 по 11 класс. А мы, работники образования и управления, что должны здесь преподать: ИПКПРО должны подготовить педагогов к введению этих предметов, конечно, мы будем просить помощи у Методического объединения учителей основ православной культуры, которых уже третий год готовит епархия. А также, мы должны приобрести методическую литературу по предмету, которая уже издана и рекомендована министерством образования.

Все курсы предусматривают совместное обучение детей всех конфессий, никаких противоречий здесь нет.

Я призываю вас к активной деятельности".

И завершая конференцию к ее участникам с речью обратился его Высокопреосвященство архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл:

"Я весьма признателен и благодарен Богу и всем организаторам сегодняшней конференции за то, что мы вновь, под сводами этого дворца, имеем честь говорить о Боге. Это тоже чудо из чудес. Впервые я выступал здесь в 1988 году, в год празднования тысячелетия Крещения Руси, а буквально через год я прибыл сюда правящим архиереем. Здесь мы ежегодно встречаемся, проводим наши мероприятия и, как я вижу, за этот период времени 18-ти летнего пребывания у нас есть определенного рода результаты. Правда мы идем не семимильными шагами, а не спеша, преодолевая то одни, то другие препятствия, но я согласен с Людмилой Дмитриевной Соломенко, которая очень точно охарактеризовала состояние нашего града. Надо учесть, что мы живем в особом городе, второго такого нет ни в ближайших областях, ни в России. То, что мы сегодня здесь имеем, направлено на то, чтобы религиозное мышление было изъято из сердец человеческих. Но Господь творит чудеса и сегодня мы имеем честь здесь говорить о Боге, сама реальная жизнь заставляет говорить об этом, о том, что мы сегодня, к глубокому сожалению, имеем высокую преступность и занимаем по этому показателю одно из ведущих мест. Об этом надо сказать. Почему? Это реальность.

Архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл.Сегодня за обучение Православной культуры нам, что называется, как утопающему хвататься за соломинку. Наше положение на сегодняшний день очень печальное. Но у нас есть много замечательных, прекрасных людей, это показали конференции в Димитровграде и здесь, показали, что у нас много здоровых сил, только их надо направить в правильном направлении. И вот предмет Православной культуры целеустремлен к тому, чтобы наши дети, да и взрослые, понимали и находили верный путь в этой жизни. На сегодняшний день нас окутали всевозможные секты, выступающие в роле «спасителей» нашего общества. Как сказал Даллес: «Если мы не уничтожили их [русских] физически, мы уничтожим их духовно», а Дзержинский сказал, что самым большим врагом для Америки является русское Православие. Потому, что Православие всегда было и останется той силой, которая объединяет людей и дает им истинный путь в жизни.

Я благодарю Бога, что сегодня я слышал такие замечательные выступления, которые вдохновляют и вселяют в душу надежду, что не все потеряно, что есть еще у нас здоровые силы. И мне хочется привести такой пример, когда пророк Божий Илия молился и говорил: «Господи, жертвенники Твои разрушили, пророков Твоих убили, ищут и моей души», ситуация точно как в Ульяновске, а Господь говорит: «Илия, Илия, Я сберег пять тысяч, которые не преклонили своего колена перед Ваалом». Вот именно это было сегодня здесь подчеркнуто нашими замечательными учителями, которые мыслят в нужном идеологическом направлении. Я думаю, что к старому возврата нет.

Я признателен и благодарен всем организаторам, сугубо благодарю отца Георгия за его замечательный доклад.

Да хранит вас Господь на многая и благая лета".

 

 

 

 

Архиерейский хор.

 

 

 

 

 

 

Архиерейский хор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выставка работ детских колективов.

 

 

 

 

 

 

 

Выставка работ домов детского творчества и  восресных школ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Книжная выставка.

 

 

 

 

 

 

Книжная выставка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материал подготовила и разместила:
Ольга А. Шаталова.
[email protected]
 
По вопросам приобретения материалов конференции Вы можете обратиться в Симбирское отделение Международного фонда славянской письменности и культуры (ул. Л. Толстого, 38 - ГПИ-10, комната 213), в Симбирское епархиальное управление (пер. Амбулаторный, 8), или обратившись к администрации
сайта по электронной почте.
 


Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Памяти первого митрополита земли Симбирской»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: mitropolit-prokl.ru

Все новости раздела