Главная / Новости /

Новости митрополии   RSS-лента  

 

АНТИПАСХА. СОЛНЕЧНАЯ КИВАТЬ.

15.04.2007

АНТИПАСХА. СОЛНЕЧНАЯ КИВАТЬ.

Воскресенье. 15.04.07.

 

Казанский храм. село Кивать

      С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.

      Не даром за этим местечком в нашей глубинке закрепилось название «Солнечная Кивать». На самом деле снег здесь прошел небольшой и растаял почти сразу. Яркое весеннее солнце  встретило прихожан воскресным утром. На торжественное Богослужение, проводимое Архиепископом Проклом, приехали благочинный протоирей Сергий Аристов, наместник мужского монастыря игумен Филарет, протоирей Василий Леванов, протоирей Роман Мацуг.  Казанский храм собрал около двухсот человек верующих.

       

58 Kb

 Здесь я хочу привести небольшие странички необыкновенного документа, волей Божией сохранившегося до наших дней:

ИЗ ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКОЙ ЛЕТОПИСИ БОГОРОДИЦЕ-КАЗАНСКОЙ ЦЕРКВИ СЕЛА КИВАТЬ КУЗОВАТОВСКОГО РАЙОНА НАСТОЯТЕЛЯ ПРОТОИРЕЯ ИРАКЛИЯ ЖЕМЧУЖНИКОВА, умершего 27 марта 1922 года. Летопись продолжал вести старший сын батюшки протоиерей Александр Жемчужников. В 1926 году рукопись изъята богоборцами. Священник был расстрелян в 1937 году.

   «ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ЛЕТОПИСЬ

  БОГОРОДЦЕ-КАЗАНСКОЙ ЦЕРКВИ СЕЛА КИВАТЬ. Часть первая.  

Приходский храм построен в тысяча восемьсот девяностом (1890) году, благословением Преосвященнейшаго Варсонофия Епископа Симбирскаго и Сызранскаго. Здание деревянное на каменном (из дикого камня) фундаменте, под железною крышей и огорожен деревянною резною оградой. Стены храма снаружи обшиты тёсом и, как внутри так и снаружи, окрашены масляною краскою, а также и кровля. Этот храм, со времени открытия прихода, уже третий. Первый же – был  построен в конце царствования Государыни Императрицы, Анны Иоановны, благословением Высокопреосвященнейшаго Гавриила, архиепископа Казанскаго и Свимлискаго в тысяча семьсот тридцать седьмом году (1737); что видно было из надписи на кресте, сооруженном в память освящения храма; к несчастию, крест этот  в пожар 1887 года, сгорел. Храм был построен для новопросвещенной св.[ятым] крещением // (2 л.) мордвы; что видно из следующей надписи на престольном Евангелии: Евангелия сия Императорскаго Величества казенная выдана из конторы новокрещённым детям Казанския епархии Симбирскаго Уезда новостроенного села Богородскаго Кивать тоже в церковь Божию иерею Борису Иванову, октября 27 дня 1744 года. Подобная же была надпись на цветной триоде, сгоревшей в пожар 1887 г….

 

85,68 Kb

… В 1883м году храм этот, просуществовав сто сорок пять (145) лет, разобран, а на место его в названном году выстроен новый храм, гораздо обширнее прежнего; вновь отстроенный храм был обширнее прежняго; вновь отсроенный храм был обширнее разобранного на столько, что старый храм весь помещался в нем, так что, когда в 1882 году работали фундамент под новый храм, то старый храм ни сколько не тревожили;…

Крест на настоящем храме был водружен тот самый, который был на прежнем храме, только он был вызолочен червонным золотом на мордан, а крест на колокольню был // (4 л) сделан новый на подобие главнаго, и также вызолочен червонным золотом на мордан. Колоколов на этом храме было четыре: первый весом в 26-ть пудов, второй 3п., третий 34 фунта и четвертый 32 фунта. Престолов в нем предположено было сделать два: главный в честь Казанской Иконы Божией Матери, а в трапезной теплой части храма был устроен в том же году и освещен 29-го января 1884 года в честь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла…

…, наступило роковое одиннадцатое сентября тысяча восемьсот восемьдесят седьмого года. В этот памятный для всей Кивати, день во втором часу по полудни при сильнейшей буре в юговосточной части села поднялся пожар, пришедший (в каких нибудь десять минут) вскоре на приходский храм и истребивший в течение двух с половиною часов две трети домов лучших прихожан (сгорело двести одиннадцать домов, а осталось // (5 л) сто четырнадцать домов) со всем имуществом. Из имущества церковного успели спасти только: серебряный напрестольный крест, напрестольное Евангелие с серебряными наугольниками, ковчег с запаеными дарами, сосуд с прибором и походные крест и Евангелие аплеке, эти вещи вынесены священником, а диакон О. Сергиевский успел спасти: серебряное, приобретенное только весною этого года, кадило и церковные документы: Киватьские с 1872 года, а Чекалинские, с 1864 года. Столяр, работавший в это время в настоящем храме вынес: площаницу, три ризы с епитрихилями и икону двунадесятня праздников, а еще кто то успел взять четыре подсвечника; вот и все имущество церковное, оставшееся после этого пожара, более никто к  церкви не приходил, да и не было возможности пройти, потому что из всего села стало как бы огненное озеро, перемешанное с ураганом пыли и облаками  дыма.

Автор летописи Казанского храма протоирей Александр Жемчужников

Паника была так велика, что никому никого и ничего не было жалко, а всякий берег и спасал только самого себя. Дома у диакона и псаломщика тоже сгорели, а дом священника, по благости и милосердию Божию, остался целым и невредимым. Когда пожар окончился и народ стал собираться толпами, чтобы пожелеть никто не тужил о себе, а соболезновал более // 5(оборотн.) о храме, так как всякий настрадавшийся имел получить страховую премию за огоревшия постройки, а храм, как не вполне оконченный постройкою, застрахован не был, и за него общество крестьян оставалось еще должным  конторе Пашкова 2500 рублей. Страшна была картина свирепствовавший стихии, но не так тяжела; гораздо тяжелее была последующая картина: когда наступил вечер, то полуторатысячная толпа раздетая и голодная не знала где приклонить голову, потому что всем погорельцам не мыслимо было разместиться по оставшимся целым домам. Страшно вспомнить эту раздирающую душу картину и описать ее трудно; а когда наступило осеннее ненастье, а оно наступило через три дня, то погорельцам стало еще труднее: в домах, как я сказал, разместиться было немыслимо, почему все бани, овины и даже погреба были заняты людьми, а в домах только пекли хлеб. Трудно было и мне тогда смотреть на своих кормильцев и духовных детей; с великою болью в сердце вспоминаю и сейчас это испытание Божие, низпосланное на мой приход и прихожан! После пожара этого, первое, что пришло мне в голову, это похлопотать через Преосвященнаго о безвозмездном отпуске леса на постройку новаго храма из удельных дач, // (6 л) о чем и подал просьбу. По просьбе этой от меня удельная контора затребовала смету сколько и какого леса потребуется на постройку новой церкви. Составив, при помощи архитектора, смету я немедленно отослал ее в контору и был вполне уверен, что лес на постройку будет отпущен, но прождавши целый год, не дождался не ответа не отказа. Не дождавшись ничего, я сам стал просить у своих богатых знакомых, чтобы они помогли чем нибудь, и мои просьбы не остались без успеха…

92,06 Kb

… Потом разослал множество писем своим знакомым с просьбою пожертвовать сколько нибудь на святое дело и от них получал посильную лепту – Господь  видимо помогал мне в начатом деле…

… С началом работы на церковной площади, как бы проснулись и прихожане: один вез дикарб, другой известь, третий песок, четвертый воду и хотя это было по наряду, но видно было, что с большой охотою…

… с благословения Преосвященнаго, послан был сборщик, крестьянин села Кивати Спиридон Трофимов Лютин,  в первопрестольную столицу – Москву…

… Лютин пробрался в Святейший Правительствующий Синод и выпросил в пособие на построение храма сумму в тысячу девять сот четыре рубля шестьдесят сем копеек (1907 р. 67 к.), каковая и была выслана  через Д.[уховную] Консисторию в  июне месяце 1890 года…

 

Верую, Господи!

… Сего же  тысяча восемь сот девяностого года, месяца октября в двадцать второй день, в день празднования иконы Казанской Божией Матери, извалением и благостию Божию, благословением Преосвященнейшаго Варсонофия, епископа Симбирскаго и Сызранскаго, придельный храм, во имя Святых Апостолов Петра и Павла, хотя и не вполне оконченный постройкою, был освящен. Чин освящения храма, совершали: местный благочинный О. Михаил Иванович Адриановский, приходский священник Ираклий Жемчужников,  с. Томылова священник О. Иоанн Евфимович Ильинский, с. Баевки священник О. Николай Александрович Державин и села Шереметьева – Никольскаго священник О. Николай Егорович Столянов,...

83,03 Kb

… Великая радость была в то время в приходе: во время крестного хода вокруг храма со Св.[ятым] антиминсом у многих прихожан видны были слезы умиления, радость эту разделяли с нами и многочисленная толпа постороннего народа, пришедшего помолиться из разных соседних сел. Все радовались и дивились, что Господь помог создать такой величественный храм и почти без всяких собственных средств, а лишь на //  9(оборотн.)  средства, отпущенныя Св.[ятейшим] Синодом, консисторией и разными благотворителями. Слава Господу благоволившему тако! По совершении освящения храма по древнему обычаю, на новоосвященном престоле непрерывно в течение сорока дней было совершаемо Богослужение о здравии и упокоении всех благотворителей храма…

… За смертию, протоиерея Ираклия Жемчужникова, прослужившаго на пользу церкви около 41-го года в с. Кивати, умершаго 27 марта скоропостижно, место священника предоставлено было 19 апреля, его старшему сыну священнику с.  Тетюшской Слободы, Симб.[ирского] у.[езда] Александру Жемчужникову, по приговору прихожан и резолюции архиепископа Александра. Дом был предоставлен весь вновь прибывшему иерею. Страстную седмицу и святую пасху служили священники с. Кузоватова Ясенский и Силецкий.

32,7 Kb

             1918 год

Убийство псаломщика.

Против большевиков на ст. “Безводовка” стояла армия “чехов”.1 Когда рота большевиков – красноармейцев явилась в Кивать, около 2-х час. ночи трое из них, назвавшихся чехами, пришли к псаломщику П. Павлову и просили его указать им дорогу в с. Томылово (в 4 в.от ст. Безводовка). На дорогу попросили покормить их, для каковой цели завел их в ближайший омшаник (зимовки для пчел), где его, якобы за укрывательство в своем доме чехов, убили выстрелом в висок. Летописец тоже был приговорен красноармейцами за 36-ти летнюю жизнь, якобы кулаческою, к расстрелу. Но, верно “Бог не выдаст, так свинья не съест”, прежде чем расстрелять меня, они почти поголовно опросили прихожан, действительно ли я обижаю их, и когда это не подтвердилось, оставили в покое…

Убийство протоиерея Ильинскаго.

12-го сентябра штаб военный, стоявший в доме прот. Ильинскаго при с. Томылове, выбыл в с. Студенец, а 13-го сентября, отслуживши вечерню к празднику Воздвижения Животв. Креста, О. Ильинский был приглашен напутствовать больную. И когда он вышел из ворот для сказанной цели, явились три красноармейца; один из них сорвал с него походную дароносицу и сказал: “будет уже обманывать народ, ты арестован” и тут же в чем он был, не дав проститься с семейными увели под конвоем на ст. Безводовка, а утром около час 10-ти вывезли его за Кузоватовский тупик в вагоне и здесь в лесной опушке не дальше ½ версты от полотна ж. д. расстреляли и, вырыв небольшую яму, едва, едва прикрыли землею, за что никто не знает…

71,83 Kb

Нравственное и материальное состояние прихода.

Когда народ понял, что Советская Власть не только не улучшила положение крестьянства, но легла полным гнетом на его изломанную спину, то вспомнил и опять Бога: посещение Богослужения усилилось; обращение с молитвою к Богу чрез Заступницу усердную и Святых Угодников увеличилось; к духовенству стал относиться с особенным уважением, даже лучше чем до революции. Разорение народа по случаю неурожая и налоги Советской Власти в виде гужевой повинности по перевозке дров на станцию – и на все жизненные продукты, начиная с хлеба и кончая березовыми метлами и костями палых животных довели его до полнаго обнищания: где в хозяйстве было две – три лошади, осталась только одна, а то и не одной, коров и овец также // 78 осталась только четвертая часть; начальство каждодневно требовало до 15-ти лошадей для своего проезда от села до села, кроме сего каждодневно общество обязывалось выставлять в Волость четыри подводы дежурных, для вывозки товарищей – чиновников в разныя местности. Неисполнение распоряжения наказывалось арестом от одного мес. до трех и более месяцев в арестном подвале на полуфунте хлеба и воде. При встрече друг с другом, только и слышалось восклицание: “Ну и свобода! Провалиться бы ей в преисподнюю!..»

 

Неизвестный священник - возможно это протоирей Александр Жемчужников, расстрелянный богоборцами

 

 

 

 

Это отрывки из летописи, которую вели два священника: отец и сын Жемчужниковы.

 Могила протоирея Ираклия Жемчужникова находится в ограде церкви. Точное месторасположение ее неизвестно. В ограде у алтарной части храма установлен памятный крест. Место захоронения протоирея Александра Жемчужникова   расстрелянного в 1937 году  неизвестно.

   

 

 Прошли долгие годы, в череде которых были ужасные времена для русского народа и православной церкви. И вот сегодня, в Казанском храме Архиепископом Симбирским и Мелекесским Проклом отслужена Божественная Литургия.

   

Протоирей Сергий к празднику Святой Пасхи награждается правом ношения креста  с украшениями

 

 

Указом архиепископа Симбирского и Мелекесского Прокла в Пасхальные дни особо отмечены три священника:

«Отец Сергий Аристов к празднику Святой Пасхи награждается правом ношения креста с украшениями!»

Аксиос!

 

 

 

 

 

Отец Александр к празднику Святой Пасхи возводится в сан протоирея. Аксиос!

 

 

 

Протоирей Сергий Аристов награжден крестом с украшениями.

  «Отец Александр Нуштаев к празднику Святой Пасхи возводится в сан протоирея!»

Аксиос!

 

 

 

 

 

 

 

Верую! Протодиакон Андрей Коршунов

 

 

А несколькими днями ранее диакон Андрей Коршунов – указом архиерея Симбирского и Мелекесского назван первым диаконом – протодиакон!

Аксиос!

 

Все эти священнослужители имеют единые духовные корни, которые связывают их вместе с этим храмом Иконы Казанской Божией Матери села Кивать.

 

Архимандрит Петр после службы в храме села Кивать

До слез радостно за этих людей. Двадцать лет тому назад, когда отец Сергий  служил в этом  храме, то к нему сначала частенько заходил, а потом и совсем прикипел душой к церкви худенький, не по годам серьезный мальчишка Андрей Коршунов.  Батюшка без устали учил его всему, что знал, во что Верил. И сам поневоле проникался мальчишеским энтузиазмом и втягивался с ним в оживленные бесконечные беседы и  размышления. А чуть позже к своему духовнику Андрей привел одноклассника и лучшего друга Александра Нуштаева. И у настоятеля появилось сразу два талантливых ученика. Оба родились и провели детство и юность в Кивати. В Церкви всегда были пастыри, и без пастырей нет Церкви. Призыв к священству апостола Павла гласит: «Никто сам собою не приемлет этой чести, но принимаемый Богом, как и Аарон». А потом юные послушники батюшки вместе учились в Саратовской семинарии. И успешно ее закончив, вернулись на свою родину. Александр Нуштаев уже во время учебы рукоположился и стал настоятелем Казанского храма. Отец Сергий был переведен в районный центр Кузоватово и сам перестраивал бывшее здание магазина под храм. Сам лично  полностью расписал стены и своды церкви. А сейчас строит в центре поселка новую часовню. Как говорится: есть что вспомнить, и есть, чем (и кем!) гордиться.

 Христос Воскресе!

Архиепископ метко сказал после службы: Когда-то ты, отец Сергий ввел Андрея в алтарь, а сегодня он вывел тебя из алтаря». Во время награждения протодиакон Андрей вел  отца Сергия под руку к престолу в алтарь, и потом подводил  в центр храма к Архиепископу. Прослезился отец Сергий радуясь в первую очередь не за себя,  а за своих воспитанников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Детский ансамбль села Кивать «Рябинка»

 

 

 

По завершении службы на церковной площади перед Архиепископом Проклом и гостями выступил детский ансамбль «Пизелне», что в переводе с мордовского - «Рябинка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мордовский хлеб для Владыки

 

 

 

Сверкало щедрое весеннее солнышко, дети в национальных мордовских костюмах, белоснежных с ярко красной отделкой, вынесли навстречу Владыке большой мордовский каравай и «Колмо штаток» - «Три горящие свечи»  в деревянном резном ковше.

 

 

 

«Владыка, попробуйте наш пирог - «Каймаку»,

Понравится он Вам или нет?

Мы его не на воде затеяли,

В масле семи коров замесили,

И вкусным его сделали!»

«Каждая птица любит свое гнездо,

Мы любим свое село!

Христос Воскресе!»

      

 

Общее фото  Архиепископ Прокл с детьми на добрую память

 С лица Архиепископа не сходила улыбка, очень понравилось Владыке детское радушие и гордость селян, не забывающих и достойно развивающих свою национальную культуру. Танец под названием «Эрзянь пакся» - «Мордовское поле», сопровождался исполнением мордовской песни,- отец Александр, сразу переводил Владыке их содержание:

«Сколько звучит мой мордовский язык,

Столько мы живем!

Всем вам, гости дорогие,

Мы добро несем!»

 Ребятишки не раз выигрывали различные конкурсы, неоднократно выступали перед национальными делегациями из Мордовии и других соседних областей и республик, на творческих фестивалях в Кузоватово и Ульяновске. В коллективе занимаются дети средней школы села Кивать с 6 по 10 класс.  Художественный руководитель Буртасова Валентина Ивановна, директор школы Мелешкина Ольга Васильевна.

 

Орден Сергия Радонежского 2 степени благотворителю

     В торжественной обстановке Архиепископ Прокл вручил награды меценатам и благоустроителям, помощникам отца Александра Нуштаева в ремонте прекрасного исторического здания храма. Их силами сделана так же церковная ограда из красного кирпича и металла, построена просфорня, летом планируется полный ремонт кровли храма. Орденом Сергия Радонежского 2 степени награжден фин-директор Пром Инвест  Кравченко В.А., архиерейскими грамотами награждены руководители Поволжского филиала завода «Старатели» Рева А.К. и Захарова Т.Ф.

             Страничку летописи в историю Симбиской епархии записал Нафанаил. Фотолетопись Нафанаила.

 

 

 


Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Памяти первого митрополита земли Симбирской»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: mitropolit-prokl.ru

Все новости раздела