Главная / Новости /

Новости митрополии   RSS-лента  

 

Пятница Светлой Седмицы. Симбирская епархия.

13.04.2007

Храм Святителя Николая. село Оськино.

 

Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху двери райские нам отверзающую, Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет Царские Врата отверстыми. Царские двери во всю Светлую седмицу не закрываются даже во время причащения священнослужителей.

В пятницу Светлой седмицы совершается празднование иконы Божией Матери «Живоносный Источник». По традиции в пятницу после Божественной Литургии совершается освящение воды, а если позволяют местные обстоятельства – крестный ход на водоемы.  

 

  Один из самых благодатных храмов в епархии в Оськино, как всегда встречал праздник подчеркнутой чистотой и блеском во всем.

 

Артос

 

 

Во весь ряд перед центральным иконостасом на нескольких столах красовался удивительно испеченный Артос!  Благоухание освященного хлеба, яркие лучи весеннего солнца и торжественная поступь Владыки под сводами Никольского храма,- самые сильные впечатления этого дня: Пятница Светлой Седмицы. Здесь никогда не проходили неудачные или скучные службы, при таких настоятелях это просто невозможно!  Настоятель - отец Николай Шитов - благочинный Инзенского района.  Ему  57 лет, митрофорный протоиерей, служит в этом храме с 1973 года: уже 35-й год.

 

Митрофорный протоирей Николай Шитов и матушка Вера

Отца Николая знают и любят не только здесь в Оськино и в Инзе, но и в Базарном Сызгане, где он тоже служил настоятелем храма Димитрия Солунского и практически из руин его восстанавливал.

Мы сидим на скамеечке рядом с его гордостью: одним из самых больших сельских храмов епархии. Он величаво красуется в центре села, и, по словам наместника очень чудно смотреть на него с окрестных высоких холмов. Даже в пасмурную погоду здесь всегда празднично: от самих стен церкви нежно-голубого цвета исходит небесный свет.

 

Пасхальное Богослужение в Никольском храме

Настоятель рассказывает:

"Храм построен до революции, по нынешним нормам он не очень старый, всего около 100 лет, достроили его в 1909 году. Строили всего 3 года. Не смотря на то, что он громадных для села размеров, строительство шло очень быстро, до этого здесь храмов не было.  Тогда это была Пензенская область и местная консистория была против. На приходском сходе было решено послать ходоков к царю, который вопреки всему разрешение подписал, и к 1912 году его отстроили.

48,27 Kb

А когда потом поехали к архиерею для того, чтобы он освятил храм, епископ мягко сказать был не очень доволен всей  этой стройкой без его личного благословения.  Архиепископу было неприятно: "спрашивали разрешение у самого царя,- вот пусть вам сам Царь и освящает! Обошли меня!" Насилу уговорили. Архиерей приехал освящать храм 13 июня 1912 года. Встретили его шикарно, вымели все улицы! Ведь тогда во всех мордовских селах отходы и весь мусор валили прямо на дороги. Всю эту грязь убрали и от околицы до храма расстелили холсты, чтобы архиерей не испачкал ноги. Каждый житель к своему двору вынес стол и приготовил подарок архиерею! Так его ублажили. И в то далекое время людям тоже очень хотелось иметь свой храм!  Храм был торжественно освящен.

 

37,29 Kb

Хочу вернуться к пред истории. Есть такая легенда. Когда задумывали построить храм, долго выбирали место. Сначала хотели строить вне села, на одном из высоких холмов, окружающих эту местность, потому что село часто горело: люди хотели сохранить и уберечь храм. А на этом месте здесь стояли деревенские дома.

 

Верую!

И однажды произошло знаменательное событие. Одна женщина вышла на улицу, и увидела, что с неба нисходит огонь и то опускается, то поднимается.  Как будто на что-то указывает. Она подняла крик, собрались люди и, практически вся деревня увидела это чудесное явление. И вопрос, где строить церковь, сразу отпал. Для того, чтобы освободить место для постройки церкви, люди сами по своей инициативе, перенесли свои дома на другие места. Работали всей общиной!!!

Примите, ядите сие есть Тело Мое Нового Завета

А строить-то хотели сначала маленькую церквушку, так как деревня была небольшая. Но здесь жил старец, он был монахом с Афона. И решительно настаивал, что нужно строить храм очень большой. Потому что "Святитель Николай со Святого места придет к вам!" Старец даже сам сделал разметку храма. Так и получилось. И сейчас этот храм один из самых почитаемых, посещаемых и больших из местных.

 

Тебе, протоирею Николаю

- Есть у Вас настоящие, сегодняшние проблемы?

- Есть. Храм громадный и через каждые 2-3 года его надо красить, и только краски нужно 1,5 тонны, чтобы покрасить стены снаружи и еще 700 кг на крышу! И для окраски внутри еще нужно 1,5 тонны! Вот мы постоянно и красим то внутри, то снаружи: бесконечно. Вот вам проблемы -  ремонт и отопление. Топим-то дровами.

- Как встретили Пасху? Много было прихожан?

 

 

Святая вода

- Посещаемость у нас всегда большая, а на Пасху всегда приходит очень много мужчин! В простые дни  они обычно ходят редко, а на Рождество, Крещение и Пасху приходят в основном - молодые люди и мужчины. Обычай у нас есть, когда идет крестный ход, то очень торжественно: священников чуть ли не на руках несут - это всегда красиво! Хулиганства нет, всегда спокойно. По неустановленному местному обычаю, когда на Пасху освящаются куличи, то приходят обязательно все мужчины села!»

 

45,77 Kb

 Рядом с Царскими вратами лежат караваи хлеба, это Артос - его освятили в пасхальную ночь. Когда Спаситель Христос был погребен, и его не было с учениками, ученики собирались без него. А когда трапезничали, то всегда оставляли часть хлеба, которая должна была бы принадлежать Христу. Вот эта часть хлеба и называется Артос. Потом, в Субботу Светлой седмицы читается молитва "На Раздробление  артоса" и он раздается всем людям в храме как один из величайших святынь.

 Артос берегут, потребляют обычно только во время болезни для облегчения и лечения, запивая крещенской водой. Раньше, в советское время, когда было мало церквей, причащать перед смертью тяжелобольных не было возможности, то таким людям давали Артос с Крещенской водой, заменяя обряд таинства: исповеди и причастия. Особенно, если церковь была далеко. Люди к этому относятся очень внимательно, и в субботу приходит очень много народу. Все стараются его получить, поэтому выпекают его помногу, чтобы всем хватило. В пятницу я думаю поехать в Жадовский монастырь и привезти благодатный огонь к нам в храм.

 

Отец Николай хранил Святую икону Жадовской Казанской Божией Матери 20 лет

- Вы давно служите и на ваших глазах возродилась Симбирская Епархия. Скажите, что изменилось с назначением Архиепископом Владыки Прокла?

- Время до пришествия Владыки можно сравнить с холодным севером, когда пол-года ночь и мороз. Такое состояние было в нашей епархии. Ее как таковой и не было! Был Благочинный округ, присоединенный к Куйбышевской епархии. И мы все никому практически не были нужны. Куйбышевский архиерей нами не мог заниматься, у него своих дел хватало в Самаре. В основном нами занимались уполномоченные, сами представьте это состояние! А с приходом Владыки Прокла в Епархии сразу началось оживление, как будто солнце взошло за полярным кругом. Он начал сразу строить и открывать церкви, реставрировать монастыри, формировать духовенство. Было только 15-16 настоятелей,а сейчас больше ста! А общее число духовенства епархии более 150 человек!

Горнее место. Архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл в алтаре храма НИколая Чудотворца

- Владыка для нас настолько доступен,что  не знает от нас покоя. И ни днем ни ночью к нему можно обратиться. У меня были разные случаи, умирали священники и в 2 часа ночи звонили Владыке. В любое время! При любой проблеме , и нет никого,кого бы он не принял, не выслушал и не благословил, не посоветовал бы что-то! Мы как одна семья. И духовенство к Владыке хорошо относится, и Владыка духовенство любит. Даже знаю, когда у молодых батюшек что то не так бывало, им перед Владыкой просто стыдно бывает. Это худшее наказание! Все даже личные проблемы он помогает решать.

  Хочу отметить, что отец Николай Шитов и есть тот самый человек, который долгие годы хранил чудотворную икону Казанской Божией Матери и из скромности своей ни словом об этом не обмолвился в беседе.   Человек высокой нравственной культуры, без лицемерия и тщеславия.

Далее приведу строки из летописи высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, о тех временах, когда он служил в нашем крае:

 «17.04.1974.(среда). Литургию служил в Неопалимовском храме. На улице дождь, но не очень холодно. Народ не вмещался в церкви. Служба прошла торжественно. Говорил поучение. Призывал верующих воспитывать себя в духе истинного благочестия.

Обедали у отца настоятеля. От него поехал к уполномоченному. С ним беседовал около часа. Чувствуется, что ему не нравится моя активность в подъеме веры. Не нравится моя проповедь. Он был бы весьма удовлетворен, если бы наши проповеди не имели нравственного призыва.

   Целование Креста. Владыка Прокл Все советовал мне перевести из Оськина о. Н.Шитова.  Тамошние местные власти очень обеспокоены его пребыванием. Больше людей стало посещать храм и совершать требы. Местные власти упор делают на то, что якобы Шитов имеет большое влияние на исполнительный орган. Я, конечно, с уполномоченным не согласился.

24.04.1974. (среда).Сегодня день скорбей и печалей. Ульяновский уполномоченный свирепствует. Вчера он был в Оськино и снял старосту, казначея и счетовода за то. что они месяц назад созвали собрание двадцатки (девять человек) без ведома сельсовета. Какой произвол со стороны уполномоченного! Сердце разрывается от негодования.  Кажется, нечем дышать. Господи, помоги ».

    35,41 Kb   Да, печальные были времена, но и сегодня, к сожалению, не всегда встречают понимание чувства верующих и служение Господу в среде руководителей, которые мутят умы населения.

  По окончании службы в храме Святителя Николая, Владыка  Прокл вышел к прихожанам и в очередной раз его слова, трижды сказанные "Христос воскресе!"  подхватываются и под сводами старого Никольского храма звучит многоголосое и радостное: "Во истину воскресе!"   «Тысячи лет на земле слышится  замечательный возглас "Христос воскресе!"  

 

 

27,25 Kb

Великий апостол Павел говорит, если Христос не воскрес, то вера наша напрасна. Созидательная история всей Святой Церкви является  ярким доказательством того, что Христос воистину воскрес!»

                                  

  Страничку летописи в историю Симбирской епархии записал Нафанаил. Фотолетопись Нафанаила.


Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Памяти первого митрополита земли Симбирской»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: mitropolit-prokl.ru

Все новости раздела