Главная / Архиерей /

Слово Архипастыря

"Желаю вам величайших сострадания и милосердия, которые должны быть присущи христианину". Беседа с архиепископом Проклом о Великом Посте.

05.03.2009

5 марта 2009 года

- Владыка, как проходил Великий Пост в Вашей семье и в годы Вашей учебы в семинарии?

- Дело в том, что в семинарию я поступил уже зрелым человеком, мне было двадцать шесть лет. Воспитывался я в религиозной семье, и поэтому для меня Пост был делом само собой разумеющимся. Мои дедушка и бабушка очень строго к этому относились. Научили этому нас, и мы с детства постились, и понимали, что вот сегодня это можно, а завтра уже нельзя. У нас вообще не стоял вопрос, поститься или не поститься. Наступало время, и все постились. Для взрослых Великий Пост, и для детей Великий пост. Разногласий не было. Когда же я поступил в семинарию, там Великий Пост был весьма строгий. В Великий Пост не употребляли рыбу. Потом молодые люди стали, особенно во время утренних молитв, падать от физической слабости. И тогда митрополит Никодим принял волевое решение, что рыбу семинаристам можно давать. Воздерживались от рыбы только в первую, четвертую и последнюю седмицу. В остальные седмицы рыба благословлялась. По сей день сегодня так в семинариях. Потому что молодой растущий организм и умственный труд требуют дополнительных затрат энергии.

- Владыка, Пост – это испытание для верующих?

- Никакого испытания в нём нет. Человек может угодить Богу молитвой и постом. То есть у нас есть два больших поста, это Великий и Рождественский, и два малых поста, Успенский и Петровский. Для того чтобы человек лучше подготовил себя к празднику, например, Воскресения Христова или Рождества Христова. Поэтому человек несёт такой подвиг. Раньше люди несли такой подвиг, какой нёс Христос, когда постился сорок дней, и Моисей, пророк Божий, постился сорок дней, и все пророки тоже постились, чтобы получить премудрость Божию. И мы, народ грешный, тоже несём свой маленький подвиг, по сравнению с тем подвигом, который несли выдающиеся люди, получавшие эти Божественные дары. А потом, что такое пост? Знаете, у академика Павлова есть такое выражение в его дневнике. Это мне рассказал мой старец-духовник, которому сейчас уже, по милости Божией, девяносто шесть лет. Он мне говорил, что однажды, знакомясь с дневниками академика, прочитал: «В дни Великого Поста Господь даровал мне открытие об условном рефлексе». Люди брали на себя этот аскетический пост для того, чтобы их мысли не были посторонним ничем заняты, чтобы у них был свободный полёт мысли. И они получали Божественные дары. Подобные подвиги несли великие ученые, писатели.

Мы порой смотрим на дерево, на его крону, а не знаем его корней. Также знаем выдающихся ученых, писателей, художников, военных, многих великих людей, которые вписали в историю свои имена, подобных Андрею Рублеву, великому живописцу, иконописцу, который написал свои бессмертные произведения, многих поэтов и писателей, все они брали на себя этот подвиг. И Господь открывал им ту или иную премудрость Свою.

- Нам об этом раньше не говорили.

- Да, потому что раньше забота была одна, только о теле. Забота о создании рая на земле. Мы видим, что из этого «рая» получилось, когда люди оттолкнули всё духовное и стремились только к земному. Поэтому и говорят, что откормленный конь бросается на своих господ (См. Иер. 5:8). Так что пост необходим и с духовной точки зрения, и с медицинской. Потому что если человек сегодня не пожелает слушать глас Божий, так ему завтра уже врач скажет: тебе этого нельзя, другое противопоказано, третье запрещено. Хочешь не хочешь, а не ешь, чтобы не умереть должен поститься. Так у него получается уже не духовный Великий Пост…

- Владыка, нужно ли просить благословения на пост у своего духовника или приходского священника?

- Да, это очень желательно. Человек тогда обретает особую силу Божией помощи. Духовник за него помолится, ведь сказано: Много может усиленная молитва праведного (Иак. 5:16), и благодать Святого Духа будет споспешествовать вам. И, смотришь, человек начинает легко переносить, нести этот пост. Христос говорит: Без меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5), поэтому мы и обращаемся к помощи Божией.

- Владыка, обязательно ли в Пост участвовать в совершении Богослужений, причащаться? В какие дни это лучше делать?

- В Пост можно причащаться довольно часто, есть желание,- причащайтесь хоть каждую литургию. В отношении времени причащения говорят многое, слишком много учителей. Когда я сюда, приняв епархию, приехал, то служил Литургию, а причастников не было. В другом храме служу - три-четыре человека, в третьем - пять-шесть. В чем дело? А потому, что так прежде воспитывало духовенство, что причащаться надо только три раза в год. В Великий Пост, в Рождественский Пост и в день Ангела. Всё! Это же глупость очевидная. Но, тем не менее, это было. А сегодня, слава Богу, за прошедшие двадцать лет мне удалось переломить эту ситуацию. Ведь одни пища и питие нас к Богу не приближают и от Бога не удаляют (См. 1 Кор. 8:8).

- Владыка, еще люди спрашивают, можно ли принимать участие в Соборовании в Великий Пост здоровым, не больным?

- Можно. Про Соборование, Таинство Елеосвящения сказано у апостола Иакова: Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего (Иак. 5:14,15). Собороваться можно и здоровым, а тем более немощным. А кто сейчас здоров? К нашей беде, младенцы рождаются больные, слабое поколение рождает слабое поколение. Поэтому Соборование является крайней необходимостью, в нем сочетаются покаяние и таинство особого обращения к Богу, чтобы Господь своим предстательством простил наши человеческие прегрешения. При этом читаются семь Евангелий (евангельских чтений), повествующие о том, что необходимо надеяться не на свои человеческие силы, а на милосердие Божие, любовь Божию, иметь крепкую веру, иметь свой светильник горящим (См. Мф. 25:1). Нужно помнить, что Господь даже мытаря простил. В каноне св. Андрея Критского, который мы Постом читаем, сказано: «кто наследует Царство Небесное? Блудники, мытари, разбойники… кающиеся»! Самое главное, чтобы человек каялся и осознавал своё недостоинство. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет. 5:5).

Порой люди не имеют любви к ближним, забывают слова апостола о том, что даже если я… отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1 Кор. 13:3). Кто ты такой, осуждающий брата своего? Еды едущего не осуждай, как младенцев вразумляют. От этого у человека часто возникает личная гордость, фарисейство. «Вот, я такой хороший, я пощусь, я молюсь, я делаю поклоны, я, я, я. А другой такой окаянный, грешник, поклоны не делает, поститься не хочет». И сам такой человек становится похожим на героя поговорки «каждый суслик - агроном». Поэтому я часто привожу слова Серафима Саровского: «Ешьте, что хотите, только друг друга не ешьте». Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека (Мф 15 11), - учит Евангелие. Самое главное для спасения человека - его смирение, когда человек смиряется. Богу самовольных инвалидов не надо. Иногда люди постятся до истязания своего. А Бог не истязатель, если человек имеет какие-то немощи, то для него достаточно послабления поста или поститься можно только определенное время. Сказано: Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лук. 6:36). Не может быть милости не оказавшему милости (См. Иак. 2:13). Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5:7), - учит Господь милосердный и чадолюбивый.

- Дорогой Владыка, просим вашего благословения на Великий Пост.

- Я желаю всем в эти замечательные дни, чтобы каждый из вас получил какой-то маленький талант, который бы заключал в себе веру, любовь и надежду. А ещё величайшие сострадание и милосердие, которые должны быть присущи христианину. Дай Бог, чтобы вы в дни Великого Поста приобрели бы себе недостающее, и несли этот подвиг безропотно, с любовью. Это принесет величайшие плоды и для души, и для тела. Хранит всех вас Господь на многая и благая лета. Аминь.

5 марта 2009 года.

Беседу провёл фотолетописец Симбирской епархии Нафанаил.


Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Памяти первого митрополита земли Симбирской»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: mitropolit-prokl.ru

Все новости раздела