Главная / Публикации /

Интервью

В ХРАМ ИЗ-ПОД ОБЛАКОВ

24.01.2014

Взаимодействие Церкви и армии в постсоветской России продолжается уже более 15 лет, однако до недавнего времени люди в рясах воспринимались военнослужащими как гости. Они приходили в часть по случаю принятия присяги, юбилеев, памятных мероприятий. Теперь ситуация начала меняться. Священник стал помощником командира по работе с верующими военнослужащими, он постоянно находится рядом и участвует в повседневной жизни воинского соединения.

Я разговариваю с иереем Павлом Путилкиным, помощником командира по работе с верующими военнослужащими 31-й отдельной десантно-штурмовой бригады (ОДШБр) воздушно-десантных войск, которая располагается в Новом городе.

– Батюшка, как давно Вы на этой должности? Как состоялось Ваше назначение? Через Москву?

– В свою новую должность я вступил по благословению архиепископа Симбирского и Мелекесского Прокла в ноябре 2011 года. Но духовно окормлять десантников начал раньше, с июля 2011 года, это было епархиальное послушание. Раньше, действительно, такие назначения производились через Москву, то есть по направлению соответствующего синодального отдела, заверенному подписью министра обороны. А меня уже назначали по упрощенной схеме, было благословение владыки Прокла, мое заявление комбригу и зачисление в соединение согласно штатному расписанию.

– Какова специфика работы военного священника?

– Я не ставлю перед собой задачу провести какое-то определенное количество душеспасательных бесед, исповедать и отпустить грехи стольким-то кающимся десантникам и совершить заданное число богослужений. Меня интересуют результаты, отдача от моей деятельности. Работу священника в соединении условно можно разделить на две составляющие. Во-первых, это моя богослужебная деятельность, которая определяется священноначалием и внутрицерковными установлениями. Естественно, с учетом условий службы, планов боевой подготовки, боевой готовности и текущих задач. Во-вторых, это участие в воспитательной, просветительской и иной общественной работе. Она более плотно встроена в армейскую жизнь. Ведь воинский коллектив, в частности бригада ВДВ, живет по определенному распорядку дня. Поэтому, естественно, я планирую свою деятельность совместно с командиром и его помощником по работе с личным составом.

При этом формы работы могут быть самые разные. Это и беседы в подразделении, где есть неуставные отношения, и индивидуальный разговор «по душам» с солдатом, который пребывает в унынии. Ведь не со всеми вопросами солдат может подойти к командиру и не обо всем посоветоваться с родителями. Дать духовное утешение, поднять дух, помочь отвести воина от опрометчивого шага – в этом роль священника. Главное, чтобы эти формы и методы служили выполнению тех задач в области воспитания, нравственного и духовного просвещения военнослужащих, которые мы определяем вместе с помощником командира по работе с личным составом. Эти решения оформляются месячным планом работы, затем его утверждает командир бригады.

– Как организована богослужебная деятельность среди военнослужащих? Ведь, насколько я понимаю, у солдата весь день расписан буквально по минутам, а воскресенье является свободным днем только формально. На деле же оно максимально насыщено разного рода спортивными и культурными мероприятиями. Когда же солдату и офицеру идти в храм? Вы что, служите Литургию для желающих до подъема?

– Вы все правильно подметили. У солдата нет свободного времени, есть личное время. А что касается Божественной литургии, то совершаю ее каждое воскресенье с 8 до 10 часов утра. Желание есть, приходят помолиться от 20 до 70 человек. Недавно, накануне первых прыжков с парашютом из транспортного ИЛ-76 (а для новобранца это очень серьезное испытание), было больше 70 воинов, из них 27 исповедались и причастились святых Христовых Таин. После Литургии, кто хочет, может подойти ко мне, спросить о том, что его волнует, поговорить. Безусловно, посещение храма напрямую зависит от занятости военнослужащего.

В бригаде то и дело проводят учения. Но на этот случай у нас имеется полевой храм, который собирается в течение часа. Например, мобильный храм был развернут в марте 2012 года, когда в Чердаклинском районе проходили учения бригады с десантированием.

– Отец Павел, кто обеспечивает воинский храм церковной утварью и предметами, необходимыми для богослужения?

– К сожалению, храм пророка Божьего Илии на территории бригады не имеет правового оформления и юридически считается самостроем. Храм не стоит на балансе воинской части и в то же время не передан епархии. Отсюда возникают сложности с обеспечением всем необходимым, а также при проведении ремонтных работ. Пока выручает мой должностной оклад, половина его уходит как раз на эти нужды, приобретение утвари, свечей, нательных крестиков для солдат. В алтаре помогают сами военнослужащие, а в хоре участвуют лица из гражданского персонала.

– В славной 31-й бригаде служат ребята разных национальностей и вероисповеданий. Как Вам, православному священнику, служится в такой ситуации?

– Нормально служится, слава Богу. В соединении работает и мулла. У меня с Али Хазратом сложились добрые взаимоотношения в работе. Многие мероприятия мы проводим совместно, не разделяя военнослужащих по религиозному признаку. Ведь главные темы наших бесед – это патриотизм, верность Отечеству, любовь к ближним, повиновение командирам, самопожертвование. Во все времена в Поволжье православные жили с мусульманами в мире, дружбе и добрососедстве. И сегодня цели и задачи у нас с ними одни и те же – воспитать верных, надежных сынов Отечества, чтобы они стали впоследствии опорой постаревшим родителям, хорошими отцами семейств. О нашей с муллой совместной работе 8 декабря минувшего года был на телеканале «Вести-24» в передаче «Церковь и мир» показан специальный сюжет.

– А о чем Вы говорите в беседах с солдатами?

– Часть воинов – это вчерашние мальчики, которые не знают Бога. В лучшем случае их крестили в детстве. Часто приходится им в первый раз говорить о том, что есть Бог. Объяснять на примерах из жизни, в чем, с христианской точки зрения, смысл жизни. Чтобы у них в сознании отложилось: если будет очень плохо, они могут обратиться к Отцу Небесному и с Его помощью найти выход из любой, даже самой экстремальной, ситуации. О свидетельствах самих воинов, о помощи Божией рассказывается, кстати, в книге «Из смерти в жизнь». Есть там глава и о нашем командире бригады, гвардии полковнике, Герое России Геннадие Анашкине. Он человек верующий, меня понимает и поддерживает. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить его за помощь и поддержку.

– Приходилось ли Вам, отче, сталкиваться с представителями сектантских сообществ?

– Приходилось, и не раз, в самом начале моего послушания в бригаде. Набивались к нам в благотворители и жалостливые «Свидетели Иеговы», и другие. Но, узнав, что они представляют деструктивные секты, комбриг быстро давал им от ворот поворот: нам надо дух патриотизма, нравственность укреплять, а эти господа со слащавыми улыбками суть волки в овечьих шкурах, они несут только раздрай.

– Совсем скоро Великий пост. Можно ли в армии реально поститься?

– Вы знаете, воин тратит в ученье очень много энергии, поэтому у него нет возможности поститься. Но ведь Великий пост, по слову Патриарха Кирилла, – это школа христианской жизни, время глубокой внутренней работы над собой. Это урок самоограничения, жертва, которую каждый может принести Богу. Будет солдат воздерживаться от курения, от сквернословия, от того, чтобы обидеть слабого, – это и есть его пост. Его, если хотите, подвиг на данном этапе жизни.

– Не могу Вас не спросить про посещение бригады Президентом Российской Федерации. Владимир Владимирович Путин заходил в храм?

– Да, действительно, 1 августа 2012 года Верховный Главнокомандующий Вооруженных сил РФ В. Путин посетил наше соединение. Он зашел в воинский храм, перекрестился, потом подошел к образу пророка Божия Илии, Небесного покровителя ВДВ, поставил свечи. Со мной поздоровался, сказал, что работу священника с воинами уважает и поддерживает. Тогда в храм репортеров не пустили, поэтому в новостях этого не показали.

– Батюшка, для Вас это послушание новое. Скажите, с кем из священников Вы взаимодействуете, чтобы правильно выстроить Вашу работу, кто Вам помогает?

– Большую помощь оказывает председатель Епархиального отдела по взаимоотношениям с Вооруженными силами протоиерей Олег Шмалько, с которым я в любой момент могу посоветоваться по вопросам духовного окормления военнослужащих. Периодически нашу бригаду посещает заведующий сектором ВДВ Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Михаил Васильев, на которого я могу всегда рассчитывать. Отец Михаил охотно делится своими, можно сказать, профессиональными секретами. Сейчас готовлюсь к командировке в Екатеринбург, где с 25 февраля по 2 марта будет проходить учебно-методический сбор помощников командиров по работе с верующими военнослужащими и священников, духовно окормляющих воинские соединения. Думаю, будет интересно поделиться своим опытом и узнать о работе других священников на этом поприще.

– О чем думается, о чем мечтается современному военному священнику?

– Мне очень хочется совместно с Никольским храмом в Новом городе создать на базе 31-й бригады духовно-патриотический клуб для подростков. Сколько сейчас ребят бродят неприкаянно по чердакам и подвалам в поисках приключений. Энергии у них через край, не знают, чем заняться, куда эту энергию девать, и становятся легкой добычей криминальных «авторитетов». Вот бы городскую молодежь, старшеклассников организовать, заинтересовать, чтобы они не боялись переступить порог военкомата, а стали защитниками Отечества. Для этого с ребятами необходимо заниматься не от случая к случаю, не только на День десантника или 23 февраля, а целенаправленно, системно готовить к службе в армии. И естественнее все это делать с помощью военнослужащих бригады. Командир бригады «за», думаю, районные и городские власти поддержат меня в этом начинании. Перво-наперво нужно подобающее помещение и хоть какое-то финансирование.

– Благодарю за беседу, отец Павел.

Петр СМИРНОВ для газеты "Православный Симбирск".

06.03.2013


Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Памяти первого митрополита земли Симбирской»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: mitropolit-prokl.ru

Все новости раздела