Фильм «Не верю!», просто взорвавший Интернет, вышел именно с таким вызывающим названием. Авторская работа-расследование корреспондента Бориса Корчевникова вызвала большой резонанс в обществе и СМИ. Меньше чем за месяц фильм собрал сотни тысяч просмотров и комментариев в сети Интернет, хотя его премьера состоялась совсем недавно – 20 января 2013 года в прайм-тайм на НТВ. Борис Корчевников известен не только как журналист, но и как актер, сыгравший главную роль в популярном сериале «Кадетство». Что же таится за названием фильма и чему, собственно, не верит его автор? Обо всем этом читайте в эксклюзивном интервью для «Православного Симбирска».
– Борис, на канале СТС прошел цикл Ваших прекрасных передач «Хочу верить», и вдруг фильм «Не верю»… О чем Ваш новый фильм и почему у него такое название?
– Этот фильм об информационной кампании против нашей Церкви, о том, кто за этим стоит и стоит ли вообще кто-то, с какой целью это делается… «Не верю!» – потому, что мы не поверили всему, что говорилось о Церкви последний год. 150-летие Станиславского, выпавшее на эту же неделю, – очень красивое, но всего лишь совпадение. Но упрек режиссера в неубедительности актерской игры – тут подошел: неубедительно выступили авторы антицерковной кампании.
– Удалось ли докопаться до правды?
– Правда в том, что есть технологии, которые мы показали, и есть люди, которые тратят свою жизнь на борьбу с Церковью, т.е. с самими собой – повторяют неудавшиеся эксперименты недавнего прошлого. Их мы тоже показали. Слово «кампания» часто понимают как нечто с единым организационным центром, стратегией и финансированием. В случае с Интернетом – никакой особенной штаб-квартиры не нужно. Хватает ничтожно малой кучки носителей какой-нибудь идеи, и они способны заразить этим идейным вирусом сотни тысяч человек, совершенно бесплатно на это ведущихся, не способных критично мыслить, верящих всему дурному.
– Чем же вызваны, на Ваш взгляд, все эти нападки на Церковь?
– Тем, что Россия медленно-медленно, несмотря на все наши беды и неизбежные после трех революций разрушения, становится снова сильной страной. Очень просто доказать, что это происходит в значительной мере благодаря той энергии, которой заряжает Православная Церковь своих членов. Если бы я хотел зла России, я бы долбил только в Церквь. И именно сейчас, когда минусы нашей жизни – бытововой и, что страшнее, культурной – еще сильно перевешивают плюсы. Именно сейчас, потому что завтра (тенденция видна) это соотношение уже изменится. Изменится благодаря новому поколению, что растет в Церкви.
– Борис, а Вы и правда считаете, что сегодня идут гонения на веру? Нуждается ли она в защите?
– Гонений на веру сегодня нет. Просто история последнего века в нашей стране, когда не осталось, кажется, и метра русской земли, не политой кровью убитых именно за веру, делает болезненным любой даже намек на богохульство. Наша страна очнулась после векового эксперимента по построению жизни без Бога, и здесь выработался уже какой-то очень правильный иммунитет – неприятие даже намека на гонения. Это наша болевая точка. Но она и объединяет нас. Защита Церкви – это в каком-то смысле самозащита, т.е. для многих это становится уже инстинктом. Но Церковь защищает нас больше, чем мы ее…
– Ваш фильм прежде всего снят в защиту Церкви?
– Он снят в защиту правды. Вранье должно одинаково оскорблять верующего и неверующего. О чем бы это вранье не было. Ведь поверили многому негативному, что писалось и говорилось о Церкви, лишь те, кто «сам обманываться рад». Кто просто не знает Церкви. Но, самое обидное, информационные атаки направлены именно на то, чтобы не дать ищущим людям пробиться к правде. Большинство людей тянется к вере, пусть неосознанно. Я убежденных атеистов в своей жизни почти не встречал. Все во что-то верят.
Кто-то еще вне Церкви, но ищет, ставит перед собой вопросы… К сожалению, ответы часто находятся не там, где надо: не в храмах и монастырях, где есть живая Церковь, не в личных беседах со священником и прихожанами, а, например, в ток-шоу или в интернет-сводках. А это странный источник информации о жизни чего угодно. Тем более о жизни такой неотмирной организации, как Церковь. С ней надо знакомиться опытным путем.
– Люди, которые пришли к вере, часто рассказывают о событиях, кардинально изменивших их судьбу. А в какой момент жизни Вы услышали Господа, стучащего в Ваше сердце?
– Это я стучал – и Он открыл. Знание, что Бог есть – всегда было в моей жизни. Я воспитывался вне Церкви, но никто никогда меня не убеждал, что вера – ложь, не заставлял уверовать в атеизм. Я просто рос среди хороших людей, среди женщин, которые меня любили – мамы, тети, крестной, среди друзей нашей семьи, которые со мной играли и тоже любили. Наверно, это дало мне в познании Бога больше, чем любая книжка – я их тогда, к сожалению, не читал вообще. Что-то Божье уже было во мне, но я никак не мог приложить это к жизни и не знал, как Бог может в моей жизни поучаствовать. А уже Бога Живого, Действующего, Ведущего я узнал только в Церкви.
– Как Вы обнаружили, что истина именно в Православии?
– Не знаю. Я всегда испытовал духовную жажду, это был поиск смысла жизни, простите за банальность. Но это есть в любом человеке, просто, наверно, чтобы что-то искать, надо хоть как-то это уже знать. Смысл жизни только в любви, и я искал его. Отрывочно уже узнал его в детстве, потому что меня любили. Сейчас мне кажется, что я оказался в Церкви, просто потому что во всей полноте нашел в ней Любовь. Сколько любви в Церкви, в ее святых и в ее Таинствах! Такого нет больше нигде. И эта любовь может тебя реально менять к лучшему. Когда я это обнаружил, уже не смог из Церкви уйти. Хотя оказалось, что Любовь – это не только хорошо, но еще и очень трудно…
– Чем же для Вас является вера в большей степени – трудностью или все-таки радостью?
– Вера для меня – это жизнь. А безверие – не жизнь, а подмена, самообман, просто слепота. Что лучше – жить, иногда мучаясь, трудясь, страдая, но все-таки жить или – не жить? Для меня – первое. Кроме того, это еще и знание. Я не только верю, что Бог есть, я это знаю! В этом убеждался много раз в своей жизни, когда получал просимое. Когда видел, как Господь помогает людям, которым, кажется, уже ничто не поможет. А еще, когда видел, как Он умеет вести человека, если тот Ему доверяет, как Его мудрость, создавшая мир, начинает управлять и твоей жизнью, и жизнью целых народов. В конце концов, я твердо знаю, что полнота, которую переживаешь после Причастия в Церкви, это не психологическая реакция, это мир и пребывание на небе, будучи еще на земле… Простите, я не умею еще как следует это объяснить...
– В преддверии Дня православной молодежи (его отмечают на Сретение Господне) задам вопрос на тему «Молодежь и вера». Многие мои друзья в процессе воцерковления сталкиваются с проблемой непонимания и даже осуждения со стороны окружающих… Когда все вокруг говорят: «Мол, ударился ты в свою веру, стал какой-то не такой!» Как Вы думаете, а какой Борис Корчевников больше нравится окружающим людям и Вам лично – до прихода к вере или после?
– Мне больше нравится Борис Корчевников, когда он совершает красивые и добрые поступки... Знаете, как я горжусь сразу! Моим друзьям – любой, на то они и друзья. Остальным... Христос говорит: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Кто может определить эту меру «ударения в Бога»? Мы все, наверно, немного больны, раз оказались в Церкви. Ведь безгрешным она не нужна…
– Соблазны и коварство нашего лукавого времени прежде всего ударяют по молодежи. К великому сожалению, многие не справляются с этими искушениями. Такое чувство, что сейчас делается все, чтобы развратить и погубить неокрепшие юные души. А чтобы Вы сказали, обращаясь к таким же, как и Вы – к молодым?
– Я сам не справляюсь с этими искушениями, сам себя похищаю у Бога и вверяю сатане очень часто. Переживаю кошмар, но даже память об этом кошмаре не защищает меня от следующих падений, грехов и предательств. Но Господь всегда так близко. Знаете, почему мы не видим Его? Потому что Он за нашей спиной. Он идет за нами ровно столько, сколько мы будем идти, пока не развернемся, поняв, что блуждаем. И тогда обязательно встретимся с Ним лицом к Лицу и уже попросим Его нас повести... И вот тогда у всего появится смысл, и Он нас выведет к таким красотам, которые мы сами бы никогда не нашли. Но для этого вначале надо обязательно идти, не сидеть на месте, надо искать!
– И напоследок Ваши пожелания читателям «Православного Симбирска»!
– Мне очень нравится название Вашей митрополии и Вашей газеты. Вдруг так случится, что это красивое мягкое название вернется и Вашему городу с очень непростой судьбой и Вашей области в сердце нашей России. Я бы очень этого хотел.
Сердечно поздравляю Вас с праздником Сретения Господня! Божией помощи нам всем!
Беседовала Надежда ЗЕМСКОВА.
13.02.2013
Внимание!
При
использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Памяти первого митрополита земли Симбирской»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: mitropolit-prokl.ru