08 ноября 2012 года в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось Всероссийское совещание «Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества». Цель данного мероприятия – обобщить опыт и принять меры по расширению преподавания теологии в вузах нашей страны. Надо сказать, что форум, посвященный университетскому теологическому образованию, в таком формате проходит впервые. Симбирскую митрополию на нем представлял доктор культурологии, профессор кафедры философии и культурологии УлГПУ, куратор направления «Теология» в этом вузе Денис Владимирович МАКАРОВ, который поделился своими впечатлениями с «Православным Симбирском».
– Денис Владимирович, Вы были представителем Ульяновска на патриаршем совещании «Теология в вузах». Что там обсуждалось?
– На совещании, с одной стороны, были подведены итоги, приведена статистика современного положения дел в области преподавания теологии в духовных семинариях, академиях и светских вузах. А с другой стороны, определены проблемы, стоящие сейчас перед теологическим образованием, и намечены перспективы развития. Впечатлил и состав участников мероприятия. Конечно же, присутствие Первоиерарха Русской Церкви придавало данному форуму особый статус и важность. На совещании также присутствовали многие архиереи, помощник Президента РФ Андрей Фурсенко, председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион, ректоры и преподаватели православных духовных семинарий и академий, ректоры ведущих светских вузов страны, в том числе президент союза ректоров России В.А.Садовничий, и многие другие.
– Какое отношение у государства к данной церковной инициативе? Есть ли взаимопонимание в этом вопросе?
– К сожалению, на совещании не было ни одного представителя Министерства образования и науки. Этот факт уже говорит сам за себя... Но есть отдельные положительные примеры сотрудничества государства и Церкви в сфере высшего образования в регионах. Их стоит отметить. Например, в Белгородской, Рязанской областях, в Северо-Кавказском регионе, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке и т.д. В Белгороде губернатор по сей день компенсирует студентам-теологам 50% стоимости обучения на внебюджетной основе. А в Екатеринбурге до 2011 года обучение теологов в университете полностью оплачивала местная епархия.
– Не секрет, что некоторые представители научного сообщества выступают против теологии в вузах.
– В принципе, у каждого начинания есть и сторонники, и противники. В ХХ веке мы пережили страшные гонения на Церковь, их отголоски не смолкли и до сего дня. Конечно, есть ученые, которые резко настроены против теологии в вузах. Тут надо понимать, что никто никого не будет принудительно заставлять креститься и ходить в храм. Но религию мы должны изучать, в том числе в высшей школе, дабы избежать распространения радикальных идей как в исламе, так и в христианстве, а также других негативных явлений.
– Факультеты теологии есть в университетах многих стран мира. В каком положении находится Россия по сравнению с другими странами в этом вопросе?
– Россия сегодня сильно отстает от Европы в плане развития теологического образования. Например, в Германии ежегодно защищается около 200 диссертаций по теологии, в Греции теологическое образование дает право поступления на государственную службу, практически везде в Европе бакалавры и магистры теологии преподают в школах религиоведческие и культурологические дисциплины, работают в СМИ. А у нас до сих пор теология не включена в реестр научных специальностей и просто не существует ученой степени кандидата и доктора теологии. Сокращается бюджетное финансирование подготовки теологов по стране в целом, а в обществе все более чувствуется огромный дефицит адекватных знаний о религии и Церкви.
– Но ведь теологические факультеты в таких университетах, как Оксфорд, Кембридж, Гейдельберг, Тюбинген – это же не просто дань многовековой традиции. Вряд ли западные страны станут финансировать какие-то бесперспективные направления.
– Названные Вами факультеты составляют неотъемлемую часть образовательного процесса зарубежных стран. Там не только готовят профессиональных теологов, но и преподают религиозные дисциплины студентам других факультетов. В принципе, постепенно понимание важности теологического образования приходит и в наше общество. Надо вспомнить, что первый университет в России был открыт выпускником духовной Славяно-греко-латинской академии М.В. Ломоносовым. А до этого на Руси именно духовные школы и монастыри являлись центрами науки и прогресса. Святейший Патриарх Кирилл в конце своего выступления на форуме сказал, что развитие теологического образования сегодня – это важнейшая национальная задача. Невозможно искусственно придумать и создать новые культурные ценности, если и попытаться, то они будут недолговечными. А Православие уже более 1 000 лет является культурным и духовным стержнем русского народа! И вне Православия невозможно полноценное бытие русского человека.
– А когда возникло светское теологическое образование в России?
– Направление подготовки «Теология» в светских вузах России было открыто в начале 1990-х годов. И в то время пользовалось поддержкой государства. Например, в Белгородском госуниверситете во второй половине 90-х набирали по 50 человек (2 группы) теологов, причем всех на бюджетной основе (т.е. бесплатно). Сейчас же, к сожалению, теология переживает не лучшие времена, как и все остальные гуманитарные науки, к которым она относится по министерскому классификатору. Бюджетное финансирование стремительно сокращается, цены на внебюджетное образование растут. Уже в 2012 году в разных вузах РФ стоимость обучения составляла от 44 до 90 тысяч за один год. Естественно, что в такой ситуации многие желающие получить теологическое образование были вынуждены от этого отказаться. Так, например, произошло в Орловском госуниверситете, да и у нас в УлГПУ в 2012 году не был произведен набор на первый курс.
– Почему именно сейчас назрела острая необходимость в открытии такой специальности в светских вузах?
– Особая необходимость в теологическом образовании сейчас действительно существует. И это не только необходимость развития религиоведческих и культурологических компетенций. Как справедливо отметил Святейший Патриарх Кирилл, в стране, где 80 процентов населения считают себя православными, а 69 процентов утверждают свою принадлежность к Русской Православной Церкви (прибавим еще 10 миллионов мусульман), не ведется серьезного научного изучения религии! Это приводит к всевозможным искажениям веры, распространению сектантства и прочим печальным последствиям.
– Какие перспективы есть у теологического образования в высшей школе России?
– В условиях нынешней реформы высшей школы, видимо, перспективы у всего гуманитарного образования не особо радужные. Грядет еще большее сокращение бюджетных мест, значительное повышение стоимости внебюджетного образования…
– Сколько светских вузов в России имеют теологические специальности?
– На сегодняшний день теологию изучают в 34 городах России, в 37 государственных и 10 негосударственных вузах. Лидируют Москва, Санкт-Петербург, Омск, Белгород, Екатеринбург, Самара, Тольятти. Сейчас появляется хороший потенциал у Димитровграда в связи с открытием там филиала МИФИ. Кстати, ректор МИФИ тоже принимал участие в работе совещания, объяснил, почему они решили открыть кафедру теологии. Он рассказал о том, какие опасения возникли у руководства вуза, когда в конце 1990-х годов многие сотрудники и студенты оказались вовлечены в различные тоталитарные секты. Представьте себе, что могут натворить физики-ядерщики, разработчики атомных технологий, если станут последователями какого-либо человеконенавистнического культа? А чтобы не попасть в секту – необходимо научное изучение религии. Это факт.
– В 2011 году в Ульяновске открылась кафедра теологии при педагогическом университете. Означает ли это, что при таком развитии событий у нее не будет светлого и большого будущего?
– Надо признать, высшее теологическое образование в Ульяновске, не успев окрепнуть, уже оказалось на грани гибели. Если в 2013 году мы не получим поддержки Министерства образования и Губернатора Ульяновской области или не найдем благотворителей, способных оплатить учебу хотя бы 12 человек, данная специальность в УлГПУ может быть закрыта. Жители Симбирска-Ульяновска потеряют возможность получать теологическое образование в своем родном городе. Хотелось бы верить, что все получится! По крайней мере мы будем делать все от нас зависящее.
– Если учесть, что в Симбирской митрополии нет духовной семинарии, становится особенно грустно...
– Печально также, что история с преподаванием теологии в Ульяновске может повториться. В 1995 году в УлГПУ уже предпринималась попытка начать подготовку специалистов в области православной культуры на филологическом факультете, была написана программа, началась подготовка студентов, но через три года вуз решил отказаться от преподавания знаний о Православии. Так что открытие направления подготовки «Теология» в 2011 году – это уже вторая попытка.
– Но ведь наверняка есть положительные результаты в деле подготовки теологов в УлГПУ?
– Безусловно. Присутствие теологов в светском вузе – это своеобразный мост между обществом и Церковью. Во-первых, образование способствует воцерковлению самих студентов-теологов. Во-вторых, является своеобразной формой проповеди Православия другим студентам. В-третьих, присутствие богословских дисциплин одухотворяет сам учебный процесс. В-четвертых, оздоровляет нравственную атмосферу, способствует постановке религиоведческих, культурологических вопросов в научных работах студентов… Можно еще долго перечислять.
– На заключительном пленарном заседании был принят итоговый документ совещания. Каково его содержание?
– Это обращение к Министерству образования и науки, к органам государственной власти Российской Федерации с призывом обратить внимание на теологическое образование, увеличить бюджетное финансирование, включить теологию в реестр научных специальностей, чтобы магистры-теологии могли поступать в аспирантуру, защищать диссертации по теологии, работать в сферах образования, науки, культуры и т.п. Думаю, данный документ послужит определенным импульсом в развитии теологии в высшей школе.
– Патриарх Кирилл возглавил данный форум, и, по отзывам, его доклад произвел особое впечатление на всех участников. Что он сказал в своей речи?
– Это было программное концептуальное выступление, с которым я рекомендую ознакомиться каждому. Это можно сделать на сайте телеканала «Спас» (www.spastv.ru), где есть как видео-, так и аудиозапись доклада. Или на официальном сайте Патриархии (www.patriarchia.ru). В качестве главных тем можно выделить: историю становления теологии как науки, анализ современного состояния преподавания теологии, обоснование необходимости научного изучения религии в обществе, а также обращение к правящим архиереям Русской Православной Церкви с призывом оказывать всемерную поддержку данному направлению образования в светских вузах. Несомненно, выступление Святейшего Патриарха вселило в нас уверенность в том, что мы делаем очень важное дело.
– Я так понимаю, что появление ОПК в школах и теологии в вузах – это единая и планомерная политика Церкви по духовно-нравственному просвещению общества?
– Конечно. Замечу, что на совещании шла речь о создании непрерывного теологического образования, которое начиналось бы с детского сада и заканчивалось бы в докторантуре. Прошедший форум – доказательство того, что это не только пожелание Церкви, а инициатива самого общества в лице преподавателей вузов и школ, деканов и ректоров вузов, руководителей регионов. Осталось только государству и нашему региональному руководству поддержать данную инициативу и осознать, что духовно-нравственное развитие общества – самая важная инвестиция в будущее страны.
Беседовала Надежда ЗЕМСКОВА.
Внимание!
При
использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Памяти первого митрополита земли Симбирской»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: mitropolit-prokl.ru