Главная / Новости /

Новости митрополии   RSS-лента  

 

Итоги прошедшего в Симбирске крестного хода с чудотворной иконой Казанской Жадовской Божией Матери.

31.07.2006

НЕ НАМ, ГОСПОДИ, НЕ НАМ, НО ИМЕНИ ТВОЕМУ СЛАВА!
Матушка, Заступница небесная, ты слышишь все наши скорби и печали

Начало. игумен Филарет и иеромонах НикодимИдет по симбирской земле Царица небесная, воздвигая храм под открытым небом размером с губернию. Мы идем вслед за Ней. Вы, которые встречаете Заступницу в своих деревнях, селах и городах, и даже вы, которые не приходите, все находятся сейчас в одном большом храме, под единым куполом. Всех нас она осеняет своим Божественным омофором. И нас и нашу родную землю. Она ведет нас. Она идет над нами, где-то высоко в облаках. Наблюдает за каждым нашим шагом. Слышит каждое слово и мольбу, вознесенную к ней, и понимает молитву, произнесенную на любом языке. Она знает чаяния любого из нас. Она приносит весну. С ней приходят первые благодатные теплые дожди, расцветает земля. Она видит все наши скорби и печали, и плачет вместе с нами. Ее слезы, как благодатные дожди падают на наши непокрытые головы и равнодушные, черствые, погрязшие в грехе души, нашу обездоленную, заброшенную и опустошенную землю, похожую на наши сердца покрытые коркой безнравственности и заросшую сорняками. Но прорываются к свету новые ростки надежды и веры, поднимает голову российский народ, возрождается и расцветает русская земля! Просто нет у нас, и не может быть иной истины, веры и иного пути - иного Крестного хода.

Яко с нами Бог!

ОДА СИМБИРСКОМУ ДУХОВЕНСТВУ

Эти неугомонные и непокладистые, легкие на подъем, готовые вечно строить и созидать, беспредельно талантливые и одержимые своей мечтой, стойкие люди, они

не знают покоя, отзываются на любую нашу просьбу о помощи и мольбу. Они всегда на ногах ни свет ни заря, с нами в радости и горе, кто эти люди? Наши пастыри- духовные отцы. Священники. Они награждены Господом юной душой и добрым сердцем. Они спасают наши души, по крупицам выстраивают и возрождают нашу, рухнувшую в пропасть, родную землю. Если уже совсем плохо, если жить не хочется и белый свет не мил, идите к ним, они спасут нас. Яко с нами Бог! Они соединят нас с Господом, и Господь простит грехи наши, примут покаяние и снимут камень с нашей души, услышав о бедах и скорбях своего народа, о тяжких грехах, а потом будут тихо плакать ночью, отмаливая наши падшие души, чтобы не отдать их в руки лукавому.

ПУСТЬ БЛАГОДАТНЫЙ ДОЖДЬ, ПОСЛАННЫЙ ЦАРИЦЕЙ НЕБЕСНОЙ, СМОЕТ С
НАШЕЙ ЗЕМЛИ ВСЕ СКОРБИ И ПЕЧАЛИ !

Благословляя возобновление, исторически проходивших ранее, на симбирской земле Крестных ходов Архиепископ Прокл еще более тесно сплотил и тем самым сильнее укрепил епархиальные приходы. Крестный ход обходит все симбирские храмы и малые церквушки, молитвенные дома и даже те святые намоленные места, над которыми когда-то прежде сияли золотые купола христианских святынь и, которые были растерзаны и уничтожены в богоборческие времена. Это мудрое решение нашего архипастыря, несомненно, несет и добрые миссионерские православные плоды в людские массы и возрождает некую общность – соборность русского народа.

Наш Крестный ход как передвижной храм входит в каждое селение нашей родины. Как писал, находившийся в ссылке Салтыков-Щедрин: «Вся толпа пришла сюда с чистым сердцем, храня, во сей ее непорочности, душевную лепту, которую она обещала повергнуть к пречестному и достохвальному святому образу. Прислушиваясь к ее говору, я сам начинаю сознавать возможность и законность этого неудержимого стремления к душевному подвигу, которое так просто и так естественно объясняется всеми жизненными обстоятельствами, оцепляющими незатейливое существование простогоИгнатовка человека…»

Писатель В.Н.Крупин: «Родина моя, родные мои люди идут к твоему святому месту. Зачем идут? За тем, чтоб еще год сжалился Господь и дал хоть малое, незаслуженное нами, благоденствие».

«ОНА СЛЫШИТ НАС, ОНА ЛЮБИТ НАС!»
КРЕСТНЫЙ ХОД В ВОЗДУШНОМ ХРАМЕ НАД СИМБИРСКОЙ ГУБЕРНИЕЙ
«Если это предприятие и это дело от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не сможете разрушить его…»
(Деяния святых Апостолов, гл.5, ст.38-39)

Главная симбирская христианская святыня поднялась над губернией на самолете ЯК-40. Совершился крестный ход на высоте 6000 м. После взлета курс воздушного храма лег на северо-запад в сторону границы пересечения трех областей Ульяновской, Чувашии и Татарстана- это район Астрадамовки. Затем борт развернулся вправо и вдоль границ области по часовой стрелке, Буинск, Куйбышев-Татарский. Полет прошел над границами Татарстана и Куйбышевской области на Мелекесс. Далее в направлении на юго-запад над г. Жигули Самарской области проходил в 11.50. В 12 часов дня пролетели над Сызранью. В12.10 над Тереньгой, разворот на северо-запад и в сторону границы Пензенской области на Никольскую Пестравку, потом на север в сторону Карсуна -12.40, справа осталось Языково, и возвращение в точку начала маршрута. Здесь самолет развернулся вправо и ушел в сторону Ульяновска, замыкая кольцо, сделал круг над всем городом, всеми районами, включая Заволжье. Весь полет воздушного крестного хода занял 2 часа 40 минут.

Облет состоялся благодаря благотворительной помощи авиакомпании Вогла-Днепр, руководство компании, обладая высоким духовным потенциалом, считает за честь выполнение этой миссии, долг перед будущим России, помощь Церкви.

Архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл, возглавлявший облет и присутствующие священнослужители провели время полета в молитвенном служении Заступнице небесной. Архипастырь назвал событие историческим: «Сама Пречистая Владычица осеняет и благословляет наши благие намерения, которые сегодня претворились в жизнь. Подобным образом в годы Великой войны, когда полчища врагов рвались к столице, на воздушном судне со Святым Образом Божией Матери совершился крестный ход над Москвой, призывая помощь Божию. И мы сегодня, испрашивая сугубого благословения Матери Божией, рядом с Ее дивным Образом, верим, что Она благословит Н.Тимерсянывсех нас, православных христиан и весь Божий народ, независимо от его конфессиональной принадлежности. Мы верим, что предстательством Царицы небесной Господь совершит свое дивное знамение и дарует нам все потребное для дела нашего бытия здесь на земле, а прежде всего для нашего духовного становления, укрепления нашей веры и физического здравия во славу Святой нашей Матери Церкви, сотворяющей великие блага для нашей земли и для всех нас. Христос Воскресе. Аминь».

На месте явления лика Казанской Богоматери в Жадовской Пустыне, построили монастырь.

«В селе Оськино Инзенского района в Никольском храме после молебна с Акафистом Пресвятой Богородице обильно замироточили две иконы: Илии Пророка и Димитрия Солунского. В честь радостного события настоятель храма отец Николай Шитов разрешил всем верующим прикоснуться и приложиться к ликам святых.

УЧАСТНИКИ КРЕСТНОГО ХОДА

Иеромонах Никодим:

Крестные хода устраивались христианами в годы стихийных бедствий, войн, эпидемий и в праздничные дни. Совершались литии – общественные усердные моления, выходя из храмов. Выносили с собой святыни: хоругви, иконы, ковчеги с мощами и шли на место бедствия или праздника. Обходили города, совершали молебны на святых родниках. Обносили Чудотворным Образами посевы, прося милости Господней послать людям богатый урожай, отвести засуху или успокоить непогоду. Уповали на помощь Божию во время нашествия иноплеменных захватчиков. Господь слышит мольбы молящихся и помогает им. Крестный ход всегда связан с покаянием, особенно в наше время повсеместного отступления от веры, когда часто даже крещеные люди не живут христианской жизнью.

Во всех деревнях и селах жители встречают паломников с открытой душой, зазывают на обед, приглашают на ночлег. Но большинство пилигримов полагают лучшим провести время в молитвах пред святым образом и ночевать в церквях. В селах и городках иконой обносят больницы и роддома, школы и детские сады, производства и поля, отделения милиции и пожарные бригады, заходят в дома болящих и неспособных самим подойти к Небесной Покровительнице. С нетерпением ждали прихода крестного хода в колониях для заключенных. В одной из них возведен прекраснейший храм во имя святого мученика Иоанна-воина, по инициативе и силами самих Духовное богатство Россииосужденных. На площади перед новым храмом состоялась встреча верующих со Святыней. Священники обратились к многочисленным, находящимся в неволе, людям: «Нельзя считать человека, потерянным для общества, а душу, рожденную христианкой, потерянной для Бога! Нужно осознать свою вину и покаяться перед Господом. Каждый человек через покаяние может стать святым, а каждый святой может через грехопадение стать преступником. С воскресшим Господом в рай вошел покаявшийся разбойник! Имейте надежду, что вы спасаете свои души, очищая их покаянием. Омойте слезами свои грехи. Молите Пресвятую Богородицу, и наша небесная мать простит вас».

СВЕТИТЬ МИРУ СВЕТОМ ИСТИНЫ

Вспоминая многих священников, наших дорогих батюшек, хочу выразить им искреннюю благодарность за их выдающееся служение Матери-Церкви, их трепетное отношение к встречам крестного хода, их проникновенно-значимые и удивительно простые и понятные каждому проповеди. Я обещаю им, что все их послания, прозвучавшие в дни светлого епархиального праздника и записанные мной, обязательно будут использованы в наших публикациях и останутся в православной истории нашего края. Хочу привести фрагменты только одной из них:

Из обращения к участникам крестного хода протоирея Геннадия Боброва в г.Карсуне:

«По нашему поведению приходящие на встречу с Пресвятой Девой будут судить о нас, о всех христианах! Да возлюбите друг друга! Вы, идя с крестным ходом, должны помнить, как Господь сказал, что если весь мир вас ненавидит, знайте, что Меня вперед вас ненавидели. И, если узнают, что вы Мои ученики, имейте любовь между собою. Потому что по-вашему поведению будут судить о всех христианах! Крестным ходом прошел Господь до Голгофы. Своим желанием участвовать в сием крестоношении каждый несет свой крест. Начиная с иерусалимской церкви, совершаются крестные ходы. Какая необходимость в этом сегодня? Огромная! Люди, прикасаясь к Святыне в местах, где даже нет храмов, видят, что есть другая жизнь: духовная, которой и будет жить каждый в вечной жизни. Те, кто приходят для поклонения чудному образу и те, кто идет с ней, несут миссионерскую роль. Нам, россиянам, выпала миссия – хранить веру православную и нести крест, возложенный Господом: «Светить миру светом Истины».

За 33 дня Крестный ход посетил более 80-ти сел и городов, во многих из них посещая школы и детдома, больницы и дома ветеранов и престарелых людей, колонии для заключенных и пожарные части, дома с болящими людьми. Каждый день пути описан в летописи крестного хода, расскажу о некоторых.

Крестный ход не мог пройти мимо детских домов, в их большом числе: Майнский «Орбита» и Максимовский - для глубоко-умственно отсталых и физически убогих детей. Учителя и воспитанники этих приютов всегда встречают Богородицу молитвою и стихами: «Пусть будет мирным небо над землей, пусть детство звонкое смеется». В интернате есть своя молитвенная комната с маленьким алтарем, там проводятся молебны, детей крестят и причащают. С Чудотворным образом священники обошли все палаты, более чем с двумястами детишками, неспособными от рождения и болезней ходить, прикованными к постелям. Монахи беседовали с собравшимися детьми и воспитателями перед святым ликом: «Мы благодарим вас за вашу любовь к пресвятому образу. Только с Господом можно пройти по жизни правильно. Воспитатели читайте молитвы детям: «Владычество Господа нашего Иисуса Христа в каждом нашем слове и звуке. Яко с нами Бог. И Господь встанет третьим между вами». Нельзя заменить биологическую мать, но когда в вашем сердце любовь, ребенок будет чувствовать это и вам станет легко понимать друг друга. Мы сейчас тоже, прежде чем говорить с вами, стояли и повторяли эту молитву, чтобы вы правильно нас поняли».

Атаман симбирских бузняков (школа русского рукопашного боя «Буза») Павел Сокирко вместе со своими боевыми братьями с гордостью Старая Майна.Крестный ход навстречу Жадовской иконенесли хоругви в Старой Майне. Крепкие и статные русские парни в раздольных рубахах, с кинжалами за широкими кушаками. «Господь нас привел в Старую Майну, которая издавна была воинским поселением. Земля здесь обильно полита кровью убитых монахов, разорена богоборцами, напоена духовными молитвами. Душа стремится в эти суровые места. Буза опирается на христианскую веру, это православная школа, традиции которой уходят в века. Для того, чтобы достойно овладеть духом воинского наследия предков, уже 15 лет изучаем его истоки на северо-западе России и здесь на симбирской земле. Когда очень повезет и встречаешь старого бойца, который показывает не только ударчики, примочки и прихваты, но и заряжает христианской верой, это дорогого стоит! Нельзя вырвать кусок народной культуры из целикового пласта вековых традиций. Буза- это и раздольная русская песня, и ядреная частушка, и наигрыш на гармони, а в первую очередь – Святая вера! Вот поэтому мы здесь на Крестном ходе под сенью Матери Божией».

Совсем недавно, Благочинный Сергий Аристов в Серафимовском храме пос.Кузоватово крестил симпатичного паренька, который был призван на срочную службу в ряды вооруженных сил. И удивительно то, что именно этот солдат, уже возмужавший сержант-контрактник 31-ой отдельной военно-воздушной бригады, отслуживший в Чечне, сейчас принес Чудотворный Образ на свою малую родину. Татьяна Григорьевна, мама Эдуарда: «Я им горжусь! Молюсь за своих сыновей,- мой младший - тоже десантник, служит в Омске. Эдуард позвонил мне, сказал, что сопровождает икону, я очень обрадовалась. Я считаю, что для нашей семьи это большая честь!» отец Сергий: «Я помню его, при крещении ему дали имя Николай -Озерки. Отец Пафнутий с чадами Победитель народов. Вот плоды его крещения начинают проявляться. И поразительно: Святыня и воины, которые ее несут, связаны очень гармонично! Воин призван побеждать силой оружия, но православная сила заключается не в силе оружия, а в силе любви. Люди, призванные побеждать, призваны к Победе. Но несут они не оружие смерти, но оружие любви! Потому что Богородица побеждает силой любви и этому оружию никто не сможет противостоять. Ей покоряется любая сила, она побеждает. Это та великая сила любви, которая будет помогать побеждать и нашей России!» Сержант ВДВ Эдуард - Николай Победитель: «Благодаря этому Крестному ходу Армия и Народ станут ближе. Мы станем ближе с нашим народом и с Богом!»

Из речи Архиепископа Прокла на Соборной площади на встрече крестного хода в граде Симбирске:

«Мы не оставлены Богом. Мы – чада Царицы неба и земли. Что бы с нами не происходило, мы имеем крепкую надежду, стену и опору в Ее лице. Матерь Божия при своей земной жизни пережила много скорбей и испытаний. И сейчас она вместе с людьми, вместе со своим народом! Когда святой Андрей Блаженный был восхищен на небо, то, видя там всевозможные селения, спросил: «Где же находится Матерь Божия?» И ему ответили, что Царица на земле, собирает все скорби и печали, слезы человечества. Мы имеем честь помолиться у дивного образа Царицы небесной и испросить у Нее благословения в укреплении нашей веры. Это самое важное, чего мы с вами часто не просим: Дара Веры, который имели наши соотечественники, наши предшественники. И, благодаря которому они всегда одерживали победу. А когда люди теряют Дар Веры, то мы видим, что случилось с Россией, какие испытания пережила наша страна. Мы просим с вами все земное, осязаемое, забывая самое важное: Дар Веры, который испрашивается у Бога, чтобы каждый из вас знал, что Кузнецкмы имеем наше Небесное Отечество и Царствие Божие внутри вас есть! Я пожелаю вам всем, мои дорогие, чтобы Господь укрепил вашу веру. Чтобы мы с вами всегда думали не только о материальном, но, прежде всего, о духовном. И укрепляли эту веру в себе, своих детях. Чтобы они росли достойными гражданами нашей великой, многострадальной, но все же Святой России! Мы стремимся к тому, чтобы восстановить нашу Святую Русь, нашу святость, наше былое величие. Пусть же Господь благословит всех вас своей Благостью в свете светлого Христова Воскресения!»

МЫ ВИДЕЛИ ЧУДО

Я не ожидал никаких чудес, доказательств материального присутствия с нами Матери Божией. Для чего же идем мы? Дай Бог, чтобы мы шли не для того, чтобы погасить сомнения в Вере своей! Чтобы не ожидали чудес, как подтверждения Святынь, подобно тому народу, который, идя за пророком Моисеем, требовал у него вещественного и зримого «Бога, который бы шел перед нами». Наверное, нужно просто и смиренно идти с молитвою за святыней, а не устраивать из этого шоу. Я вспоминаю весь путь, сотни людей, с которыми говорил сам, часто становился невольным свидетелем бесед других прихожан, и понимаю, что основная масса того сегодняшнего человечества, с которым нас свела Богородица, ждет Чуда. Верит в Чудо. Желает увидеть Чудесное проявление Божественного омофора. Я считаю, и пусть меня поправят, если не прав: когда человек ждет всего этого, значит во истину верует. Дорогие мои братия и сестры, мы видели присутствие нашей Заступницы в двойной радуге над нами, как это было в Заречном. В солнечной короне над Старомайнском храмом. В двойном солнечном диске над Никольским храмом в Сурском. В шепоте ангелов над могилой старца Антония после ночной поминальной молитвы в Ундорах. В первой летней грозе и громом, похожим на раскаты гигантского колокола, которые разрывали небо над железнодорожной Майной, сразу после ее внесения в храм. В том, что при нас мирились и целовались, казалось непримиримые враги. В словах врача старомайнской больницы о том, что послеНовая Малыкла.Ко мне пришла Божия мама и я теперь быстро встану! пронесения Иконы над тяжелым больным в реанимации, о жизни которого после инсульта уже даже не говорили, больной пошел на поправку и уже год здравствует. В словах бабы Кати из Димитровграда, как после крестного хода она, с большим числом верующих, ездила на святой источник Божией матери под Мелекессом, и после ночных молитв в небе над родником появилась Богородица в ослепительно белых одеждах. Она прижимала к себе младенца, который припал к ее груди, а на людей строго смотрела, будто упрекая их в чем-то. Все, не сговариваясь, упали на колени, и даже парень, попавший сюда случайно «за компанию» с родственниками, все повторял в сильном душевном замешательстве: «Вот же Она, а говорят, что Бога нет. Есть Бог! Вот же Она! А мне не поверят». Мы верим, Мы рады за вас, мы даже по доброму завидуем вашему счастью увидеть Ее!

Отец Георгий Чувяков рассказал мне, что знает об этом явлении и верит в это чудо. Митрофорный протоирей поведал, что речь идет об Иреклинском роднике, известном с 1700 года. Люди уже четвертое столетие тянутся в это место с молитвою Богородице. В советские времена родник засыпали землей, разрушили строения и часовню. Но святая вода все-таки пробивалась сквозь любые насыпи. Десять лет назад после благоустроительных работ на намоленном местечке опять возвели часовню и купальню.

ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ ПАВШИМ ЗАЩИТНИКАМ ОТЕЧЕСТВА

22 июня в день 65-летия со дня начала страшнейшей войны, во всех храмах по пути следования Крестного хода поминались погибшие в боях воины, защитники Отечества.

В Никольск на Черемшане Крестный ход прибыл рано утром. Новый храм Святителя Николая стоит рядом с Крестный ход уходит из Илюшкинонебольшим сельским сквером Победы, в центре которого обелиск. Я познакомился с учителями Николо-Черемшанской средней школы Королевой Татьяной Александровной и Позяевой Светланой Вячеславовной. К памятнику они пришли с детьми, чтобы почтить память павших на полях страшной войны. Педагоги, приурочили беседу с детьми к встрече крестного хода. Дети и все прихожане встретили свою небесную Заступницу на коленях у входа в скверик Победы. Наши воины-десантники, сразу заметно подтянувшиеся, с суровыми, торжественными лицами пронесли икону над головами людей и замерли в почетном карауле в центре парка рядом с мраморными плитами с именами павших воинов, наших земляков. Отец Игорь Гнатишин и иеромонах Жадовского монастыря отец Никодим с прихожанами отслужили заупокойную литию павшим. Настоятель не мог удержаться, чтобы не сказать сельчанам слова радости о прибытии Чудотворного образа и слова скорби о погибших защитниках Отечества: «Сила духа и веры, всегда присущая людям на Святой Руси, сумела остановить вал врагов. Мы должны хранить память о погибших и мир на нашей земле, ибо мир очень шаток! Царствие небесное всем воинам, павшим за веру и Отечество на поле брани». «Радуйся, небесных сил Воеводо; Радуйся, Путеводительнице воинств православных». Плакали прихожане, и плакала Таисия Николаевна Ершова, самая первая и верная наша паломница. Ее неудержимые слезы текли в память о погибшем отце Николае Дмитриевиче Данилине. Отец ушел на фронт добровольцем в 42-м. Погиб 27 марта 1944-го. Могилку его не удалось разыскать,- в похоронке ошибочно указали несуществующее на Украине село Куликово Херсонской области (возможно, кто-нибудь из читателей слышал о таком), в бою под которым он пал смертью храбрых и там же похоронен. Таисия помнит те суровые годы голода и разрухи, когда они, оставшиеся без кормильца «проели» свой отчий дом, побирались, собирали на заброшенных полях гнилую картошку и тогда устраивали праздник. Помнит, как ослепла от голода и не могла ходить, ее 4-х летняя сестра Алефтина. И как они с 7-ми летней сестренкой Еленой ходили в Воскресенскую церковь и по детскому неразумению вместо одного раза по нескольку раз вставали в очередь во время причастия, чтобы еще и еще раз получить кусочек, как ониПавловка часовня Александра Невского называли его «церковного хлебца» и запить сладким вином. Вот тогда в детских чистых, как сегодняшние ее слезы молитвах, она впервые обратилась к Заступнице усердной. И совершилось первое чудо: Алефтине стало лучше, она опять стала видеть. Потом, через много-много лет, Господь привел Таисию Николаевну к тому послушанию, которое стало ее смыслом жизни сегодня: желание как можно больше сделать для укрепления веры в русском человеке, пробуждения духовной активности среди симбирян и положить остатки своей жизни для того, чтобы помочь восстановить Жадовский монастырь. Она помнит в мельчайших подробностях, как они впервые в нашем городе, 12 сентября 2003 года, в день 355-летия города Симбирска, небольшой группой верующих решили пройти крестным ходом вокруг всего города. Разделили весь маршрут на четыре части, и таким же числом групп пошли навстречу друг другу. Шли, пели Богородицу, Отче наш, к груди прижимали святые образа с домашних иконостасов. Не легко давались первые шаги, тревожно было, как отреагирует милиция, горожане? Но вот оно второе Чудо: пешие люди останавливались, притормаживали и пропускали их автомобили, долго смотрели вслед, многие плакали, крестились. Кто-то даже вставал на колени и прикладывался к их иконкам. Потом они искали автобус, чтобы совершить первое в городе паломничество в святые места. На автобазах отказывали, отводили глаза в сторону, не хотели понять. Ведь многие не помогают просто потому, что кто-то рядом с ними ищет другой духовной жизни, хочет прожить земную – лучше их самих, что эти блаженные пилигримы, чище и добрее прочих. А зачем властьпридержащим нужны они, эти духовные проблемы, поиски Истины и Святости? Удобнее просто есть и спать, предаваться удовольствиям и моральному разврату, произносить с трибун высокие слова-призывы к нравственности, но своим примером не доказывая своих вещаний. Удобнее просто не замечать разрушающиеся вековые храмы, стенания симбирян к обустройству святых мест, запрещать строить соборы и занимать под свои нужды, как в сталинские и хрущевские времена, здания церквей! Таисия Николаевна, ее православные сестры и Сергей Серюбин (ныне православный журналист) нашли частника, который и сделал первый паломнический рейс. Потом было много разных поездок, среди прочих в Жадовский монастырь, где они познакомились с наместником Агафангелом, узнали о пресвятом чудотворящем Хоругвии, фонарь, крест и иконы несли в Новой Майне только детиобразе и о крестных ходах с ним в град Симбирск. И как они сестры во Христе были счастливы, когда образ вернулся в монастырь. Так, от простых мирян-подвижников, вдохновителями которых были Таисия Николаевна и Нина Владимировна, возрождался и наш главный губернский крестный ход. Спасибо вам женщины России. Вашими платочками устелены дорожки перед образами святых, вашими слезами омыты их Лики, ваши руки возжигают миллионы свечей в церквях Руси.

Новая Майна встречала гирляндами цветных флажков за несколько сотен метров до храма, дорожкой из свежескошенной травы и цветов. Хоругви, кресты и образа на расписных рушниках, несли только дети, причем юным созданиям, числом около десяти, было от 5 до 12 лет. Богомольные бабки подталкивали каждый своего, поближе к моей фото и видео камере, совали им букетики с лилиями и пионами, старательно выводили «Заступницу усердную» и гордо вышагивали вслед за десантниками. Оба крестных хода во главе со священством встретились и после приветствия обратились взором на образ Матери Божией, который, после трехкратного земного поклона, поцеловав, торжественно понесли к церкви. Обойдя храм вокруг, вошли всем миром внутрь, наполнив его целиком, где совершали молебен с Акафистом Богородице. После службы от зеленой дорожки рядом и внутри храма не осталось и следа,- ковер по которому прошла Богородица прихожане разобрали полностью по своим домам, для лечения головной боли. А Новоульяновцы, после прохода Богородицы по подобной же дорожке к своему храму, долго ходили по ней босиком, прогуливали своих деток. На мой вопрос к чему это, детишки хором отвечали: «а чтобы ножки не болели!». Стояла жара градусов 35 (в тени) и оживляющей благодатью для сотен новоульяновцев стало окропление святой водой, которую отец Геннадий не жалея обильно выплескивал на своих прихожан, солдат, несущих святыню, священников и на нас грешных братьев журналистов. Ответной наградой батюшке был наш общий счастливый смех и крики: Еще! Еще! Послушники только едва-едва успевали ведрами подносить воду. В Новоульяновске отец Геннадий совершает двойной подвиг, первый - воздвижение в центре города нового храма. Причем строительство идет успешно, стены подняты более 4-х метровой отметки. Второй подвиг: батюшка очищает души заключенных, постоянно навещая их в колонии. Отец Геннадий относится к ним не высокомерно назидательно, считает временно находящимися в неволе такими же прихожанами, ищущими утешения и любви в Божием храме. В колонии с помощью батюшки создана православная община из 15 человек, избран уважаемый остальными староста, который с благословения священника ведет ежедневные занятия со своими братиями. Зная решительный, твердый, несколько грубоватый, но открытый и добрый характер отца Геннадия, неудивительно, что ему удается найти общий язык с непростыми прихожанами зоны. Тянутся в молитвенный дом отца Геннадия убогие и больные люди, бросается в глаза несколько инвалидных колясок, с прикованными к ним болящими, значит, они находят здесь любовь и утешение.

ПАЛОМНИКИ - СТРАННИКИ БОГРОДИЦЫ РАДИ

Я поднимался на все колокольни наших церквей, прикасался к камням 200-300- летних храмов, пил воду Символ верыиз десятков святых родников, за 30-ть прошедших дней молился с тысячами христиан более чем в 50-ти храмах, - ну разве это не счастье! И еще, мое счастье в том, что люди говорят мне спасибо за мой труд фото и видео летописца, за мои статьи и православные очерки, называя это очень нелегким делом. Спасибо вам, за теплоту и поддержку! Вы не поверите, но ваши добрые слова, это все, о чем можно только мечтать. Крестный ход, как своеобразная христианская трибуна, с которой мы без радио и телевидения, светских газет и журналов, там сейчас не очень-то нас, верующих, жалуют, обращаемся к вам, братия и сестры. Нет у нас православного телевидения, на котором мы могли бы вам показать события, происходящие во время крестного хода во всей губернии. Где вы могли бы увидеть все то, о чем здесь пишется: поверьте все это записано в видео-летопись и как жаль, что нет возможности вам показать и рассказать о нашем 33-х дневном крестном ходе этого года и прошлого года тоже. Но придет доброе время, все получится.

Спаси, Владычице, Святую Русь, спаси.

В каждом храме, молитвенном доме, просто на деревенских улицах наши «странники Богородицы ради» – паломники, с благословения батюшек, пели молитвенную песнь ко Пресвятой Богородице. Очень хочется привести вам хотя бы несколько строк из нее.

Мы перед образом Твоим замрем в поклоне,

Святая Мать Христа, Бессмертного Царя,

Защита наша, Утешение, Надежда,

Незаходимая небесная заря.

О сколько раз вступала в битву Ты за Русь!

Не сосчитать сражений всех, не сосчитать.

О сколько раз незримо с Воинством Святым,

Вела к победе православную Ты рать!

Услышь, Владычице, молитву раб твоих,

Нам без Тебя, как и всегда, не обойтись,

Из жизни вечной, из заоблачных высот,

На землю русскую, Заступница, спустись.

Согрей дыханием охладевшие сердца,

Своей любовью малодушных укрепи,

Надежду, веру в то, что Русь тогда жива,

Когда в ней каются в грехах своих, верни.

Спаси, Владычице, Святую Русь, спаси,

Возьми, как прежде, это бремя на Себя,

Настало время испытаний на Руси,

Не устоять ей, не воскреснуть без Тебя!

Спаси от глада, от потопа, от меча,

Огня и ересей безбожных на Руси,

Междоусобиц и от множества врагов,

Святую Русь, Твою, Владычице, спаси!

Много разных деток мы видели в пути. Конечно, я о тех, которые подходили ко святому лику Богородицы. Ухоженные внучата с бабками, строгие школьники с учителями, были даже пионеры с красными галстуками и непохожие на всех жители детских приютов – детдомовцы.

Вспоминаю слова отца Николая Шитова на крестном ходе: «Цепляйтесь за одежду Христову, чтобы не утонуть в грязи и безобразии! Ищите Царствие Божие, а остальное все приложится к вам! Не учите детей быть рвачами, шакалами и волками, ибо сначала они вырвут все у своих же родителей!»

НОСИТЕ ТЯГОТЫ ДРУГ ДРУГА

Рядом с Озерками в Малом Уренбаше есть освященный источник в честь святого праведного Иоанна Русского, туда ходят молиться и христиане и мусульмане. Местный мулла говорит, какая разница в том, кто его освятил, если людям становится легче - пусть ходят. Всем паломникам батюшка Пафнутий подарил бутылочку с этой водой, иконку с благословением храма Михаила Архистратига села Озерки с печатью «Освящено на святынях храма» и просфорочку: «Носите тяготы друг друга, тако исполнится Закон Христов». Стараниями благотворителей подготавливается проект нового храма, а на месте будущей церкви установлен крест, вокруг которого мы обошли крестным ходом. Иеромонах Пафнутий говорит: «Место наше освящено с трех сторон: с одной стороны нас покрывает священномученник Александр Бряндинский, с другой - святой Андрей Блаженный, а с третьей – преподобный отец Гавриил. Чего еще желать? В народе ведь как говорят, когда увидят, что человек пошел в храм: у тебя что-нибудь случилось, ты заболел? И редко кто ответит: мне так хорошо, что я решил пойти и поблагодарить Бога. Рассказывают старцы, как в храм пришла женщина и плакала горькими слезами. Какое горе у тебя случилось? Она обернулась к людям и говорит: да нет горя у меня! Мне кажется, что Господь забыл меня, потому что не нужды мне не послал, бед мне не послал, болезней не послал. Чего же ты плачешь? Наверное, забыл обо мне Господь! А старец ей отвечает: Да не забыл тебя Господь, он этим привел тебя в храм Божий, чтобы ты помолилась». Старцы говорят, пусть ты только один раз пришел и помолился, а тот святой, перед образом которого ты поклонился, больше года будет за тебя молиться у Престола Божия! И еще пожелал настоятель всем нам, чтобы мы шли в церковь не только в своих печалях, но и в радостях духовных. И когда, выходя, может не каждый из вас почувствует, что его коснулась благодать. Поверьте – пройдет немного времени, и вы сами ощутите покров Матери Божией, пришедшей сегодня к вам, ее милость и человеколюбие.

«Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, Я успокою вас; возьмите иго мое на себя и научитесь от меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдите покой душам вашим». (Евангелие от Матфея.11.28-29)

В этот же день 22 июня в Озеркинскую церковь пришел ветеран войны Васильев Петр Георгиевич. С орденами на груди, с палочкой в руках. Воевал на Западной Украине против бандеровцев. Когда уходил из дома, спрятал на своей груди, переписанную материнской рукой молитву «Живый в помощи». Вот она и сберегла его от смерти. Читал молитву украдкой, выучил наизусть, прятал от командира. Узнал от сельчан, что привезли Чудотворный образ, и пришел поклониться святыне. Перед самым прощанием к храму подъехала машина скорой помощи, молодые врачи мужчина и женщина приехали специально поклониться святыне. Когда разговорились, выяснилось, что женщина мусульманка, и даже не крещеная, но приехала именно потому, что душа ее сама потянулась к образу Казанской Божией Матери. Когда мы пришли в Озерки, нас встречала длиннющая, взволнованная цепочка сельчан с цветами вдоль всей дороги, и все было так торжественно, что казалось, нас приведут в громадный и величавый храм. А увидели маленькую и неказистую, десять раз переделанную из какого-то строения, церквушку. Но когда мы уходили отсюда, то еще раз убедились, что не стенами жива Русская Церковь, а Духом Божиим Царящим в ней!!! И, расставаясь с малюсенькой и убогой с виду Обителью Православия, нам уже не казалась она в чем-то ущербной и обиженной, мы сами были теми освященными кирпичиками, из которых сложены русские В Базарном Сызганехрамы. И мы - эти кирпичики православия, надежда и опора России.

ПОСЛЕДНИЙ БОЖИЙ ПРИЗЫВ

Тереньга отличилась тем, что встречала нас духовными стихами Андрея Дементьева. Усиленный динамиками голос звучал на всю округу:

«…настанет скоро Судный Час

Пред Богом нам предстать придется,

И сей призывный Божий Глас

К живущим ныне раздается.

Вы, люди, слушайте меня:

Я дал вам дом, планету вашу,

Добром ее - наполнил Я,

Как переполненную чашу…

Все на земле создал Я вам,

И вы ничто там не создали,

И чем Творю Я на земле,

Вы и доныне не познали.

Сегодня время есть у вас,

Все длится Божие терпение,

Звучит призыв в последний раз-

Господь зовет к преображению…

Наступит скоро грозный час,

Конец людскому злодеянию,

То будет страшный день, когда

Господь не примет покаяния…».

Стихотворение поэта называется «Последний Божий призыв». Уже только при чтении названия бегут мурашки по спине! В Тереньге нет своего храма, тем не менее, жителей собралось сотни четыре. Иеромонах Никодим отметил старания прихожан: «Церковь не в бревнах, а в ребрах. Будут ребра, будут и бревна». Встреча состоялась на площади перед старинным особняком, принадлежащей англичанке Екатерине Перси-Френч. Племянница министра военно-морского флота Англии, который знаменит тем, что ввел в армии кителя образца «френч». Управляющий поместьем Зайцев Иван Евдокимович аккуратно вел дела, отправляя хозяйке средства с доходов по продаже урожая с личных ее посевов. Сама Перси-Френч в Тереньгу никогда не приезжала. Дом этот интересен еще и тем, что имел подземный ход в расположенный через дорогу большой белокаменный храм. Храм разрушили в конце 50-х, прошлого века. В подвале барского особняка сохранился вход в тоннель, заложенный кирпичом. У Ивана Зайцева было пять сыновей. Один из них - Александр был белогвардейским офицером, воевал против красных в Сибири, затем ушел с Колчаком в Харбин. Второй – стал героем гражданской войны на стороне большевиков. В 9-ти км от Тереньги в селе Молвино проживает внучка И.Е.Зайцева Лариса Ивановна. 82-х летняя женщина помнит старый храм. В 2007 году Тереньге исполняется 325 лет. Был в Батюшки Игорь и Алексий в Барышепоселке еще один храм Александра Невского, каменный с чудными куполами. Сейчас место, где он стоял, верующие отметили памятной плитой и обложили вокруг камнями, взятыми со стен разрушенного в 60-ые годы храма.

ДАЛЬШЕ В ГЛУБИНКУ – ГЛУБЖЕ ВЕРА

Вы можете себе представить: чем дальше в глубинку мы заезжаем, чем крепче и глубже вера и духовная чистота народная.

Не буду философствовать, поверьте на слово. Одно то, что совсем иные разговоры среди народа, обычного, простого. Они знают историю своего края, помнят и передают друг другу много подробностей, полученные еще от местных старожилов; о бывших священниках, о своих церквях. Рассказывают много и знают, кто в селе может, опираясь на документы, помочь в поисках исторических материалов более конкретно. Соглашаются тут же помогать, не смотря на свою занятость, святому делу памяти репрессированных священников, миром собирают средства на ремонты храмов, издают самостийные газетки, книжки об истории края. Разные люди, кстати, многие среди них и молодые - мужчины и женщины. Спасибо им большое.

Отец Николай Леванов встречал нас дважды. В Октябрьском и Радищево. Оба раза нас ждали еще на трассе и опускались перед Предивной иконою, все как один, на колени. Батюшка очень ласково отзывается о своих богомольных уже в возрасте женщинах, приведших с собой внуков: «На них вот и держится, ими и живет вера наша православная». И они отвечают батюшке большой любовью. До поздней ночи после всенощной настоятель, иеромонах Никодим и я с чудотворным образом объезжали окрестные села, навещая разных людей, которые очень желали встречи со святыней, но не могли прийти сами. В соседнем селе Адоевщина навестили 92-х летнюю Екатерину Ивановну Червякову. Бодрая и веселая женщина. Язык не поворачивается назвать ее бабушкой. Столько в ней молодого оптимизма и энергии. Вся ее большая комната в доме уставлена живыми цветами. Она заботится о них сама, вытирает каждый листочек на двухметровых фикусах и пальмах. Раздает всем знакомым рассаду, батюшка в их числе. Екатерина Ивановна рассказала мне о адоевщинской старой церкви, которая стоит сейчас закрытой. Белостенная церковь имела большие медные купола и чудесные колокола. Помнит, как народ ревел, когда тросами зацепили и сорвали купола. Все, кто ломал храм, в их числе и бульдозерист прожили недолго, «они все быстро потом померли»,- говорит баба Катя. Батюшка Николай собирает воспоминания старожилов об истории храмов, о служивших здесь ранее священниках. Вот одно из них. Сорокина Анна Сергеевна жительница села Соловчиха, ей 82 года, она помнит стоявший в центре села Никольский храм. Стены были из красного кирпича. В 1929 году его закрыли, «коммунисты-активисты» вынесли иконы, сложили их перед главным входом и подожгли. Иконы горели ярко. Толпа окружила костер, плакали все. Многие пытались спасти иконы, спрятать, но разрушители вырывали образа из рук, грозились расправой. Удалось спасти только несколько икон. Самое страшное воспоминание, когда стали сбрасывать колокола. Их было 12-ть. Когда сбросили самый большой, он тяжело ухнув, врезался глубоко в землю. Настроение в селе было подавленное, все ходили, как потерянные, и разговоры велись только о поругании святыни. Помнят люди имена всех, разорявших свою церковь. В 1933-34 годах храм начали разбирать, понадобился кирпич для МТС. Прошло уже почти 80-т лет, но боль сельчан не утихает, и становится только сильнее. Ведь старый храм не вернешь, а новый - властьимущие строить не будут. Жители Соловчихи и теперь считаются самыми набожными в районе.

«Разорили храмы в селах,

Осквернили алтари,

Стон понурый, невеселый

От зари и до зари… (Нафанаил)».

По пути в Павловку нас остановили в Кадышовке. Посреди дороги стоял стол с продуктами для монастыря и паломников, горели свечи. Сельчане пели Богородицу и устилали дорожку для Богородицы свежими березовыми вениками и цветами.

В Павловке мы были всего чуть больше двух часов. И за это время я успел познакомиться с несколькими очень хорошими людьми и даже побывать у них на службе или дома. Что меня заставило делать это? Желание людей, включая настоятеля иерея Андрея Филькина, рассказать о наболевшем, поделиться печалями и вместе попытаться сдвинуть с места хотя бы некоторые проблемы. Люди, потомки тех, кого за веру и верность Господу, невинно осудили и унизили, сослали в лагеря и расстреляли, хотят сохранить память о своих выдающихся предках. Люди, которые порой даже уже волею судьбы и не живут в этих краях, но очень хотят помочь восстановить разрушенные храмы. Вот с этими братиями и сестрами я встречался. Краевед по призванию Панферов Александр Иванович, рассказал, что в Павловке до 30-х годов существовала Воскресенская церковь. В 1827 году на средства, выделенные князем Николаем Оболенским, по проекту местного архитектора Левина Александра Алексеевича, был возведен большой, каменный, трехпрестольный храм. Церкви принадлежала и сохранившаяся до сих пор часовня в честь императора Александра Освободителя, сооруженная в 1890 году на средства прихожан, во время своего второго рождения, в недавние годы, часовня освящена в память Александра Невского. Храм закрыли в 1929 году, а в 1932-м частично разрушили, снесли все элементы здания, напоминавшие богоборцам о его первоначальном значении: колокольню и купола. Решено было после реконструкции здания, использовать его под очаг культуры. По рассказам отца Андрея, когда рабочие снесли алтарную часть и вскрыли полы, то внутри храма обнаружили склеп с останками священнослужителей. Сначала все, видевшие это, убежали в страхе. Но потом был приказ партийных органов: найденные останки, не придавая огласке, тайно засыпать здесь же на месте, и возобновить работы. Так и теперь под полом существующего дома культуры в Павловке, покоятся останки священников, а над ними устраиваются танцы и продолжается акт вандализма! Конечно, возмущению жителей нет предела, но власти решительно отказываются прислушаться к мнению верующих. Я очень хочу поблагодарить Ирину Владимировну Колесникову, за ее подвижническое участие в поисках краевых православных истоков. Активное участие она принимает в жизни прихода. Ее дед был дьяконом в местной церкви, а после ее закрытия был призван в армию. Отслужив и вернувшись с наградами, вернулся к священнослужению и в 1935 году был направлен настоятелем в храм села Озерки Павловского района (ныне села нет, полностью вымерло), а в 1937 был невинно осужден по статье 58.часть10 и ст.58.ч.11. как враг народа и организатор антисоветского заговора. Тройкой ОГПУ приговорен к расстрелу. Где он похоронен неизвестно. Реабилитирован в 1995 году, посмертно. Мы шли крестным ходом по Павловке, а отец Андрей все рассказывал мне о важном. Каким красивым был храм, какие замечательные священники служили здесь. Настоятель Владимир Пиксанов – добрый наставник и учитель, к нему приходили за советом, как к образованному и рассудительному человеку. Отец Владимир вел службу, когда в храм вошли вооруженные люди. Ему не позволили даже снять епитрахиль. Гнали по улице у всех на виду и глумились над ним, избивали. Прихожане до сих пор помнят имена его мучителей и передают подробности этого дня. Как изверги даже прыгали на священника верхом и заставляли нести их.Мелекесс Народ, толпой выйдя из церкви, следовал за карателями. Женщины плакали, люди кричали, чтобы батюшку отпустили. Конвоиры торопились, боясь гнева толпы. Батюшка встал к ним лицом, перекрестился, произнес: «Господи, прими душу мою». Раздались выстрелы, и облачение обагрилось кровью. В те дни, не сговариваясь, все село погрузилось в траур, было непривычно тихо, люди молились и плакали по убиенному, любимому батюшке.

Свел Господь меня на крестном ходе с еще одной замечательной женщиной, уроженкой села Шаховское. Сейчас она работает на Байконуре, но, радея за восстановление сельской церкви, приезжает на малую родину. В 1726 году майор князь Никита Шаховской, владелец села Покровское, по удовлетворенному его прошению священным синодом, возвел величественную церковь из красного кирпича. Нина Михайловна собирает средства для ремонта Покровского храма, после десятилетий разрушения и запустения. Она просит откликнуться строителей и отделочников, знакомых с реставрацией церковных строений, просит всех, радеющих о спасении души и желающих оказать посильную помощь пожертвовать свои средства на восстановление храма в с.Шаховское. Нина Михайловна рассказала, что образ Казанской Божией Матери особо почитают на космодроме, там, в храме Георгия Победоносца есть Ее образ, который по благословению Святейшего Патриарха всея Руси Алексия II, крестным ходом облетел нашу землю на космическом корабле в 2005 году. А сейчас, по благословению Святейшего, над нашей планетой с космонавтом Виноградовым парит большой православный крест.

В памяти много незабываемых встреч подобных, которые состоялись в селе Холстовка Архангельской церкви. Жители плакали от радости, к принесенному образу Божией Матери служители храма приложили свеженаписанные для храма иконы, освящая их. Здесь у нас было совсем мало времени, но мы с батюшкой Андреем Щербаковым успели съездить на могилку местночтимого старца Владимира и помолиться там. Сельчане наперебой рассказывали о помощи, которую оказывал им и при жизни, и по их молитвам многие исцеляются и избавляются от житейских горестей и сегодня, старец Владимир. Просят и нас, журналистов, не забывать этих безраздельно преданных православной вере местных подвижников, праведников Христовых.

А какие, созданные Богом, будто первозданные красоты открываются нашему взору: удивительной прелести холмы и долины, березовые и дубовые рощи, озера и реки. Когда идешь по этой земле, при любой, за время дальней дороги неделями накопившейся усталости, чувствуешь поддержку матери природы и ее божественное начало. И отступают печали, невольно сливаешься с этим окружающим миром и душа в радости, парит над всем этим.

Храм Николая Чудотворца в Илюшкино Павловского района виден издалека. Стоит величаво в красивой долине, кажется, что зеленые холмы окружают церковь благоуханием всего мира. Никольский храм начали строить в 1901 году. По рассказам, переходящим с тех давних пор из уст в уста местных жителей, на строительство привлекали пленных австрийцев. Освятили его в год смерти преподобного Иоанна Кронштадтсткого – 1907-ой. И до 1936-го сельский храм являлся гордостью окрестных деревень. Народ тянулся к этому чудному месту, в котором, опять же излагаю предания местного населения, происходили необычные явления – чудеса местного значения. А какими они могут быть, когда касаются именно судеб, а порой даже жизней, прихожан, помогая им в трудные дни и годы. Рассказывают о многократно происходящих здесь исцелениях болящих, о том, как не однажды, богоборцы хотели разрушить, а в 36-году даже пытались взорвать этот храм, но невидимая рука Божиего Угодника Николая отводила безбожников от святотатства. Настоятеля отца Димитрия Улыбышева арестовывали дважды: 27 июля 1931-го он был осужден тройкой ОГПУ к трехлетнему заключению под стражу. И в 1937-м вторично. Чтобы не подвергать опасности быть репрессированным своего сына, священник Дмитрий заставляет Юлия принародно отречься от него. По официальной версии 20 января 1939 г. Д.И.Улыбышев умер от двухстороннего воспаления легких в концлагаре, входящем в систему ГУЛАГа, в г.Ухта. Реабилитрован 30.10.1989г. Отец Димитрий имел три образования: педагогическое, духовное и 4 курса медицинского, владел несколькими иностранными языками. Его жена Лидия Федоровна была редкой красавицей и отзывчивой души человек, осталась верна мужа всю оставшуюся жизнь. Прошедшей зимой умерла их дочь, внучка проживает в Павловке.

В день прибытия крестного хода в Илюшкино приехали жители соседних сел, особенно много было с Никольская старица-спасибо, родные, вас привела наша небесная матушкаКалмантая. Когда-то там стоял храм Покрова Богородицы, теперь на его месте построили среднюю школу. 6 апреля 2000 года ночное небо над кладбищем озарил гигантский огненный крест. Ярко светившееся чудо видели все селяне. Вспыхнувшее распятие медленно двигалось в сторону Никольского храма, будто показывая сельчанам путь к спасению. Из под кладбищенской земли раздавался непрекращающийся дикий стон тысяч людей, будто разверзлись недра в преисподнюю. Люди были сильно напуганы происходящим и в страхе бежали. Сами Калмантайцы говорят, что они и составляют основной приход Никольского храма и благодаря их стараниям наполняется «кружка», они помогают батюшке во всех делах. Благодаря калмантайцам была построена часовня у кладбища. Помогали, кто, чем сумел, привозили стройматериалы: песок, камни и работали сами. Зав клубом Василий Иванович Андюков организовал музей об истории села и людях, в нем есть сведения о разрушенной церкви. В Никольском храме в советское время был склад, а по прибытии в губернию Владыки Прокла, он одним из первых был восстановлен. Архиепископ приезжал, беседовал с директором колхоза, бывшим в то время коммунистом. Директор вспоминает, как Владыка спросил верующий ли он человек. Не кривя душой, руководитель ответил, что уважает христианство и считает его непревзойденной идеологией, и восстановлению пришедшего в плачевное состояние храма будет помогать. К 1991 году церковь восстановили первой в районе. Многое было сделано, а самым трудным была замена кровли, реставрация ведется и сегодня уже настоятелем отцом Вячеславом, не хватает средств на внутренние работы по росписи стен. Он обращается ко всем верующим и подвижникам с просьбой о помощи. А помочь храму Николая Угодника нужно, небесный заступник продолжает творить чудеса и сегодня. Много случаев рассказал мне батюшка, один ярче другого, но просил пока не описывать большинство из них. Потому что не зажили еще раны, которые залечил отче Николае.

ЦВЕТЫ НА АСФАЛЬТЕ

Я вспоминаю как чудесные цветы сплошным ковром будто выросли на асфальте и окружили весь главный храм Комаровского женского монастыря Архангела Михаила, так сестры встречали «небес Царице и земли Владычице». Торжественную встречу возглавлял архимандрит Петр: «Будем молиться, нам не разлучиться, духом пламенеть, чтоб любовь иметь». Отец Петр обещал встретить крестный ход и в Кузнецке Пензенской области и свое обещание сдержал. Радости паломников не было предела. На границе Пензенской области нас встретил настоятель Вознесенского собора благочинный протоирей Алексий Горшков. Мы помнили торжественную встречу прошлого года и гадали, как же все будет в этом году. Но вдруг, как только наш паломнический авто-караван подъехал к указателю «Кузнецк», в это же мгновение начался сильнейший ливень. И поэтому подумалось, что встреча пройдет скромно, малым числом верующих и у входа в собор. Небо налилось свинцом, по дорогам потекли быстрые реки. Но вот вдали на возвышенности показалась большая группа встречающих. Они стояли на холме Славы под проливным дождем и пели Богородицу! Более десяти священников, дьякона с кадилами, кресты, хоругви, иконы на рушниках. Вид очень внушительный и почетный для нашей святыни. И Слава Богу, тут же прекратился дождь, и пока шли крестным ходом до величественного храма, небо молчало. И как только вошли в собор, под порывами ветра опять зашумели деревья, и с новой силой хлынул дождь. Батюшка наш, отец Петр, будто просиял весь, встречая нас, улыбался нам приветливо, наверное, даже тем самым несколько нарушая каноны ведения службы. Некоторые паломники рыдали от радости. От радости того, как встретили Симбирскую Святыню здесь, в другой епархии. От радости, что мы сделали это и пришли следом за «мира Владычицей», прославляя Ее образ, на Пензенскую землю и, что прошли уже почти весь длинный путь. До окончания осталось всего четыре дня. Центральный Собор не закрывался и горожане неиссякаемым потоком шли поклониться Богородице. На второй день после литургии образ перенесли в Казанский храм к настоятелю протоирею Серафиму Лоскутову, в третий день - в часовню Параскевы. Маршрут крестного хода по Кузнецку: городская больница, дом ветеранов на ул. Октябрьской, дом ветеранов на ул. Правды, дом ребенка, и возвращение в Вознесенский собор. 4 июля утром состоялся молебен на главной городской площади и проводы в Барыш. Крестным ходом пронесли святой образ Царицы небесной до главной площади Кузнецка многочисленные горожане, благочинный Алексий Горшков высоко оценил значимость симбирского крестного хода, многократно высказал слова благодарности и уважения нашему Архиепископу Проклу за предоставленную честь встретить в пензенской губернии Святой образ Божией Матери такого выдающегося исторического уровня и сказал, что у них в городе не было пока прибытия святынь такой всероссийской значимости. Священники соседней епархии выразили пожелание, чтобы такое событие стало традиционным.

ТАЙНА СВЯТОЙ ИКОНЫ
ИЗ БЕСЕДЫ С АРХИЕПИСКОПОМ ВЛАДЫКОЙ ПРОКЛОМ

-Почему Крестный ход проходит именно в эти дни, в конце мая, начале июня?

-Дело в том, что так исторически сложилось с давних лет, еще с царских времен.

Именно тогда было принято такое решение, что целесообразнее проводить крестный ход

в это время, когда заканчивались сельскохозяйственные посевные работы на полях,

и у людей появлялась возможность участия в крестном ходе, встрече его в своих селениях.

Сейчас прохождение Крестного хода будет охватывать очень большую территорию,

больше прежних.

-По ходу следования будут посещаться не только самые большие церкви, вошедшие в историю и охраняемые государством, знаменитые, но и маленькие церквушки?

-Да, конечно, самые разные. А по поводу охраняемости государством,- это пустое название, сейчас государство неспособно чего-то охранять. Разрушать - да, а восстанавливать и охранять исторические памятники, нет! По пути крестного хода будут посещаться все села, несмотря на то, есть там есть храм или молитвенный дом!

Окончание крестного хода 2006- Расскажите об отце Николае, ставшим хранителем Иконы после закрытия большевиками

Жадовской обители и расстреле настоятеля монастыря?

-Отец Николай Шитов – просто замечательный человек. Во-первых, он уже 34 года в сане священника. Закончил Московскую Духовную семинарию, затем учился в Московской Духовной Академии. И был направлен на свою родину. Владыка Иоанн Снычев, в то время Архиепископ Куйбышевской епархии, а в последствие Митрополит Санкт-Петербуржский-Ладожский, определил ему быть священником – настоятелем Свято-Никольского храма в селе Оськино. За исключением 4-х лет, когда он восстанавливал Базарно-Сызганский храм Димитрия Солунского, там были чистые руины. Это ответственный, спокойный человек. Уже только то, что он уже почти 50 человек привел к служению в церкви, к вере, и эти люди стали священниками, одно это о многом говорит. Он член Епархиального Совета и Благочинный Инзенского Благочиния. И Бог сподобил его к тому, что он многие годы был хранителем иконы Казанской Божией Матери.

Когда ненавистники православия ворвались в Обитель, Икона была украшена всевозможными ценностями, бриллиантами. Была шикарная риза, которую они сорвали, вырвали все драгоценности и уехали. Когда же потом обратились в ГубЧека , то им сказали, что же вы не уничтожили самое главное: эту их Святыню? Как источник мракобесия, как принято было называть. А наместник монастыря Архимандрит Каллист почувствовал, что власти так дело не оставят и обязательно вновь пришлют своих людей, чтобы забрать Икону. Он приказал срочно достать ее из киота и тайно

передать врачу. Когда чекисты вернулись за Иконой, ее не нашли, наместника и монахов расстреляли.

В последствии врач передал Чудотворный образ Николаю Ираклионову.

И он уже будучи очень старым, доверил отцу Николаю сохранить Икону Божией Матери. Долго присматривался к нему. И понял, что это хотя и молодой человек, но священник серьезный, не ветреный. И тогда старик открыл отцу Николаю Шитову тайну Святой Иконы…

Когда же было второе обретение Иконы мы сверились с источниками, которые имелись в

Архиве. Там описано все, сверялись даже размеры до миллиметра. Отцу Николаю было завещано обязательно сделать ризу на Икону. И он поехал в Питер и там всякими ведомыми и неведомыми путями медная риза была изготовлена по образу прежней. Когда Икону одели в новую ризу, отслужили молебен, старец приложился к ней, а потом передал в руки Отца Николая. И последний, долгие годы оберегал эту Икону, никому никогда не говоря о том, что у него есть такая Святыня.

Ведь еще старцем ему было сказано: только тогда отдашь, когда откроется Обитель!

- Мы подошли к новой истории: об открытии Обители, и об отце Агафангеле?

- Дело в том, что здесь есть такая оригинальная связь: отец Агафангел был Крестником

последнего настоятеля Жадовской Обители наместника отца Каллиста!

Он его крестил. И вот, когда отец Агафангел изъявил желание стать монахом, я поддержал его. Над ним был совершен постриг. Я его назвал в честь мученика Агафангела. Это очень промыслительно.

И затем, когда в 1994 году Святейший Патриарх и Священный Синод утвердили мое ходатайство о возрождении монастыря и Обители Святой Иконы и благословили на это, я назначил отца Агафангела наместником. Конечно, монастырь к тому времени пришел в сущую разруху!

Сохранились только три двухэтажных здания и то только потому, что там сначала располагалась сельская администрация. Когда выезжали, то даже все розетки вытащили. Там же был и элеватор и техникум механизаторов. Но жизнь говорила сама за себя: На одном из еще неразрушенных монастырских строений, появилось явление Матери Божией, Спасителя и Святителя Николая. Это явление стояло несколько дней на внешней стене здания. Многие его видели. Богоборцы вызывали милицию, но те ничего не сумели поделать. Это событие нас особо подтолкнуло к тому, что надо хлопотать, чтобы отдали Обитель. Мы питали малую надежду, что это осуществится. Было это в 1995 году. Мы начали с небольшого обустройства жилья.

-Не было никакой церкви на территории Обители?

-Ничего не было! Первое богослужение мы совершали на улице! Стоял сарайчик, обнесенный какой-то изгородью. Помню фабрика пожертвовала несколько метров сукна, им все, что смогли, задрапировали. И совершали богослужение под открытым небом. И потом уже срочно-срочно строили деревянный храм. Спасибо отцу Игорю, он сумел организовать разборку одного здания. И построили храм в «мгновение ока». Отец Игорь настоятель Троицкой церкви города Барыша, благочинный. Так как отец Агафангел служил раньше в Барыше, то и за помощью обращался и

получал ее от своей прежней обители.

-А где сейчас отец Агафангел?

- Он служит в соседнем селе. У него физический недуг и из-за этого пришлось

перевести его на менее хлопотную должность. Он очень хорошо вел службу и меня очень

радует, что перемена в руководстве монастыря прошла очень гладко. И отец Агафангел

имеет хорошие отношения с отцом Филаретом, который уже 9 лет как новый настоятель.

2 мая 2005 года заложен новый храм на месте разрушенного, он будет больших размеров и станет достойной Обителью для Чудотворного образа Матери Божией.

-Владыка, обратитесь,так сказать, от души к людям , которые захотят принять участие в Крестном ходе?

- Мое пожелание, чтобы участники знали, что это необходимо им самим.Мы этим Крестным ходом призываем помощь Божию! А сегодня мы как никогда нуждаемся в помощи Божией. Когда все добрые идеалы попраны, для того чтобы пробудить в народе все самое лучшее и прекрасное. Чтобы люди вспомнили, что они имеют еще и свое Небесное Отечество, кроме Отечества земного! Пусть немного подумают об этом. Церковь жива! Живо Православие! Мы не Иваны, не знающие

своего родства! Вот об этом нам хочется напомнить всем людям. Мы должны помнить свою ответственность перед нашим духовным состоянием. Это очень важно, чтобы мы помнили, что у нас есть наша Церковь, Святая Вера, что она жива и действенна. Всегда была оплотом государства, православия, это тот стержень, на котором все держалось.

Благочинный Инзенского района НИКОЛАЙ ШИТОВ последний хранитель явленной чудотворной иконы Казанской Божией Матери из Жадовской пустыни.

-Отец Николай, расскажите, как Вы заказывали ризу на Икону Казанской Жадовской Божией Матери?

-Да, на самом деле нужно было сделать ризу на Икону, потому что,Ираклионов Николай Алексеевич, который до меня хранил Икону, сказал: «я отдам тебе Икону только тогда, когда ты сделаешь на нее ризу. По его словам, после того, как большевики ограбили монастырь, сняли ризу и украшения с Иконы, было у него такое ощущение, будто Божию Матерь раздели до гола.- «Поэтому, говорит,- не могу я тебе Икону отдать, пока мы ее не оденем!»

- Кем был Николай Алексеевич?

- Он внук очень большого клана Ираклионовых, это были священники Троицкие. До революции у нас было несколько семейных кланов, он представитель одного из самых известных и потомственных, служивших в нашей епархии.

- Как попала Икона к Ираклионову?

- Ему передал Икону местный врач Сергей Алексеевич Архаров, которого вместе с женой расстреляли в 1937 году. А своей теще он наказал, чтобы она передала Икону Божией Матери Ираклионову Николаю Алексеевичу.

-За что расстреляли врача Архарова с женой?

-По ложному обвинению, направленному против интеллигенции Поволжья в контрреволюционной деятельности. И тогда практически всю интеллигенцию Поволжья расстреляли. Жил он тогда в поселке Ленинка Барышского района, где была суконная фабрика. Именно ему передали Икону с монастыря.

- Врачу Икону передал сам наместник монастыря архимандрит Каллист?

-Нет не он сам. Икону принес послушник монастыря, а его родной брат был ярым большевиком и членом Барышского райкома партии, на заседаниях которого решалась судьба монастыря и самой Иконы! Монастырь закрыли после революции, но до 1927 года он все-таки существовал. Потому что монастырь кормил сирот, которых специально для этого собирали со всей округи, особенно во время страшного голода в 1921 году. У монахов была своя пасека, фруктовый сад, они работали на земле. Были запасы продовольствия. Вот так они худо-бедно, но 9 лет просуществовали и их не разгоняли. Но потом на бюро райкома партии было решено совсем закрыть монастырь. И тогда брат-коммунист тайно рассказал своему брату-послушнику из обители, чтобы он передал отцу Каллисту, что принято решение о ликвидации монастыря и нужно готовиться к самым худшим событиям. Наместник собрал старших духовных братьев, рассказал им обо всем и особо попросил каждого: не ведаем кто будет жив , а кто погибнет, но прошу сохранить, Святыню нашу: Икону Божией Матери! Приказал «из монастыря ничего не выносить, никому никуда не разбегаться. Что нас постигнет, на то воля Божия! Только спасите Чудотворную » Было решено отдать ее в руки сельского врача, который жил на окраине села, как бы не на виду. Раньше Архаров был земским врачом в Карсуне, а потом его перевели сюда к нам. Буквально на следующий день приехали партийцы, все разграбили, увезли. То, что они взяли, хотели поделить между собой, а договориться не смогли, переругались. При этом, они же и расстреляли монахов. Из рук земского врача Архарова Икона перешла Ираклионову. Он работал бухгалтером на лесопилке, потом мясокомбинате. Это был очень интересный, внимательный и осторожный человек. Присматриваясь ко мне, приходил не сам, а присылал свою жену, старенькую уже. Она ходила в церковь, не пропуская почти ни одной службы. Мне тогда было 25 лет. И бабушка не только молилась, но по просьбе мужа наблюдала, изучала меня. А потом она умерла. У них был сын, но не надежный человек, выпивал очень сильно. Старики, а им было лет по 80-т уже, все думали, кому же оставить Икону.

-Отец Николай, а скажите кто сделал литографию с Иконы, и прикрыл ей лик Божией Матери, чтобы тем самым уберечь от злых глаз?

- Цветную литографию делал Архаров и он же спрятал под ней Икону. И она так и стояла у Ираклионова. Лик настоящей Чудотворной Иконы был закрыт. И потом, когда сам Ираклионов мне открыл тайну, он сам снял кальку с размерами Иконы, отдал мне. Сказал , когда ризу сделаешь, когда Божию Матерь мы оденем, тогда я передам тебе Икону.

- И Вы специально ради этого поехали тогда в Ленинград? Где и кто делал ризу?

Трудно было это сделать или просто зашли куда-то в мастерскую и вам тут же сделали?

- Да, я поехал специально только по этому делу. Конечно, было очень непросто. Через разных людей я искал мастера. Времена были сталинские, не ко всякому обратишься, и я не мог никому сказать, для какой Иконы нужна риза. Долго искал достойное место, хорошего мастера, сделать нужно было хорошо. Обошел многих, выбирал лучших, а потом Господь привел меня в мастерскую, которая занималась реставрацией музейных экспонатов в Эрмитаже. Но они не сразу согласились, попросили подождать, прийти позже. И потом показали мне на мастера Владилена, забыл его фамилию. Долго уговаривал его, и, в конце концов, он согласился: «ну, давай попробуем, ну, давай попробуем.» Ризу для Чудотворной сделал он.

- Где жили? Ждали, когда изготовят ризу?

- Я ночевал у сестры, а когда договорился с мастером, сразу уехал. А он потом сам

привез ризу ко мне домой. Я ему не говорил о Чудотворной. Просто надо и все, сделай

за любые деньги. Обошлось это недешево. Потом мы вместе с Морозовым Иван Степанычем, был такой надежный человек, поехали к Ираклионову. Приехали, как положено, отслужили водосвятный молебен, все хорошо, потихонечку, с акафистом. Одели ризу. Литографию сняли, оставили ему. Она была безобразно прибита, видимо в такой все спешке делалось. Дедушка опустился на колени, плакал и долго стоял перед Божией Матерью. Со слезами передал Образ Царицы небесной нам. Рассказывал мне, что в праздник Казанской Божией матери, они тайно приносили явленный образ на источник, в котором она впервые была обретена. Мы взяли с собой специальный чемоданчик. Завернули Икону, бережно положили. А дедушка пока был жив, все время приезжал. Приходил совсем уже больной, никудышный, после операции. Молился всегда долго перед ней, плакал все время. Что интересно у него была очень хорошая память. Ведь, чтобы познакомиться со мной. он очень любопытные методы применял. Батюшка, спрашивал, нет ли у Вас какой-нибудь книжечки про нашу епархию? 9-ть лет изучал меня! Я, говорит, Канон рождества прочитал и думаю, что не правильно понял. Переведи мне. Нет ли у тебя греческого текста?

Я ему ответил,- Николай Алексеевич, найдем. У меня есть Каноны. А у меня была книжечка со всеми 12 Канонами на все большие праздники. И он прочитал, и важно так говорит,- Да, правильно, я так и думал, перевод неправильный», « его надо было перевести вот так, как здесь.» А ему уж 80-т с лишним! Спрашиваю, откуда Вы знаете греческий и латинский? А как же, говорит, я учился в духовном училище в Сызрани, поэтому прекрасно знаю латинский. И все Каноны знаю наизусть, батюшка, можете проверить, я вам сейчас прочитаю все 12-ть Канонов по-латыни и по-гречески наизусть. Говорит, когда, я закачивал духовное училище, то писали все сочинения не по-русски, а по-латыни, по-гречески. Ему бы надо было священником быть, но в то время, он рассказывал, их начальник Троицких кланов, пригласил его к себе и сказал « Сынок, нас, священников, могут всех уничтожить. Я хочу, чтобы ты остался жив, иди в светскую жизнь.» И правда, их всех извели, пересажали, кроме тех, кто перешел на светскую работу. И род его был практически весь уничтожен.

-Отец Николай, вот Вы повесили Святую Икону в свою специальную молитвенную комнату дома, а сами не боялись уже ничего? Или все-таки времена наступили более благоприятные?

- Нет, я не боялся, потому что никто не знал об этом. До тех пор, пока я не передал ее самому Владыке Проклу. И можешь отметить, много раз ко мне Владыка приезжал, и всегда как-то неосознанно, но надолго задерживался именно перед этой Иконой, хотя она с виду она такая неказистая, не броская. Но наш епископ подолгу молился перед ней. Не однажды расспрашивал меня об этой Иконе, но я отвечал ему , что это просто обычная Икона и все. Но когда подписали благословение об открытии монастыря, Владыка говорит: все хорошо, церкви строим, монастырь открываем, а вот только главной Святыни нашей епархии нет!» Я ему говорю: «Она здесь, Владыка».

-И какая самая первая реакция была у Владыки? Кто еще присутствовал при этом ?

Это происходило у Вас?

-Владыка расплакался. Был еще отец Антоний из Майны, еще несколько батюшек. Для всех было неожиданностью. Мы тогда встали, помолились перед Божией Матерью, Владыка плакал.. Потом сказал: ну хорошо, теперь будем думать, как строить храм в монастыре для Чудотворной. Потом, конечно, была проверка тщательная, доставали разные документы. Сверяли с описанием Иконы, долго изучали ее. Я и сам-то не уверен до конца был, мне передали Образ и я его хранил, а проверить подлинность иконы самому не вызывая подозрений, было невозможно. Мне сказали, я верил. А вдруг нет?

- Где нашли описание Иконы?

- По ранним выпускам журнала «Симбирские древности», в нем есть полное, подробное описание Иконы. Указаны не только размеры, но и какими камнями она была украшена, их расположение, кто их пожертвовал. Я и сейчас храню эти документы. Освидетельствование прошло 2 мая 1997 года. Святыню у меня забрали не сразу. Я долго переживал. Думал, Боже мой, городская церковь в Ульяновске толком не охраняется, что будет? Когда открылась правда, я даже дома не оставлял ее, хранил последнее время в сейфе, в церкви Оськино. И во второй половине мая 97 года приехали из епархии и торжественно с Крестным ходом забрали ее и отвезли в Ульяновск. Владыка сам

приезжал и духовенство с ним. Потом сам Владыка заказывал киот для Иконы. Сейчас она стоит можно сказать, как бы в несгораемом сейфе под пуленепробиваемым стеклом.

-Икона долгие годы находилась у Вас дома, не замечали какое-нибудь проявление, что-то

необычное?

- Никто не знал, даже родственники о том, что она Чудотворная. Но лично у меня было такое ощущение всегда, что пока она стоит здесь, что со мной никогда ничего не случится! Ничего плохого. Так и было. И я никогда не боялся ничего. Хотя были очень сложные моменты. Порой стоял вопрос жить или не жить. Но я знал, что у меня есть Заступница, а пока со мной Божия Матерь ничего со мной не случится. Когда ее увезли, все равно осталось ощущение ее присутствия. Вы видите, мой дом всегда открыт, у меня нет ни высоких, глухих заборов и ворот, решеток на окнах, но есть чувство неприкосновенности и всевышней опеки.

Беседу вел Нафанаил

 

Материал стаьи и фото подготовил:

журналист епархии, фото видео летописец крестного хода Нафанаил


Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Памяти первого митрополита земли Симбирской»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: mitropolit-prokl.ru

Все новости раздела