Главная / Новости /

Новости митрополии   RSS-лента  

 

«Они вышли от нас, но не были наши» - анализ деятельности епископа Диомида (Дзюбана), бывшего Анадырского и Чукотского.

27.07.2008

В день 90-летия со дня мученической кончины Царственных Страстотерпцев в Интернете появился документ с громким названием «Обращение епископа Анадырского и Чукотского Диомида к духовенству Русской Православной Церкви и ко всем православным христианам Земли Русской». Не менее претенциозным оказалось и содержание документа. В нем епископ Диомид «анафематствовал» не много не мало самого Патриарха Алексия II и всех единомысленных с ним архиереев. Все кафедры, которые занимали «анафематствованные» архиереи, бывший управляющий Чукотской епархии объявил вдовствующими (лишенными управления), не забыв оставить за собой право их возглавить.

Как можно оценить этот весьма экстравагантный шаг епископа Диомида? Прежде всего, за комментариями мы решили обратиться к архиепископу Симбирскому и Мелекесскому Проклу.

- Во-первых, вызывает огромное сожаление как само недопустимое поведение епископа Диомида, так и его заявление от 17 июля. То, что произошло на прошедшем Соборе (имеется в виду принятие решения о снятии сана с епископа Диомида в случае продолжения им раскольнической деятельности), безусловно, необходимая и адекватная мера, направленная исключительно на сохранение с таким трудом достигнутого церковного единства. Безусловно, печально то, что эта деятельность бывшего Чукотского архиерея зашла так далеко, что потребовались такие меры.

Ведь только лишь обрела долгожданное единство Русская Православная Церковь, как человеконенавистник дьявол вновь сеет семена смуты и раскола, на этот раз уже архиерейскими устами…

«Они вышли от нас, но не были наши», - цитата из Писания, которая лучше всего объясняет поведение епископа Диомида. Хотя он и получил благодать священства и епископства в Русской Православной Церкви, но, тем не менее, последние его поступки показали, что духа смирения и послушания так и не выработалось. Потому что таким поведением попирается основной принцип канонического устроения Церкви – Ее соборность. Если же после клятвы перед рукоположением священнослужитель, будь то диакон, священник или епископ, проявляет подобную гордость по отношению к Церковному Собору и Патриарху, о каких еще канонах можно вести речь?

Самое неприятное заключается в том, что своим нынешним мнимым благочестием и ревностью к канонам Церкви епископ Диомид прикрывает свой самый страшный грех – клятвопреступление. Каждый архиерей перед рукоположением дает клятву-обещание: «Обещаюся и церковный мир соблюдати и твердо держати… и последствовати во всем и повиноватися всегда Великому Господину и отцу нашему Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду».

Этого обещания епископ Диомид не соблюл. Так что все обращения епископа Диомида следует рассматривать, помня о том, что он – клятвопреступник.

Это надо же додуматься анафематствовать самого Патриарха, который избирается пожизненно и несет ответственность только перед Собором! Не говоря уж о том, что такую серьезную меру, как отлучение от Церкви, по церковным канонам, может налагать лишь Собор или, по крайней мере, Синод или Патриарх, но никак не рядовой епископ. Потому что анафема есть свидетельство того, что тот или иной человек не принадлежит к Церкви. Как может один человек говорить от имени всей Церкви?! Действительно, когда Господь хочет наказать человека, он лишает его разума. И «анафема» 17 июля показывает это.

Мне хочется призвать всех верующих Симбирской епархии не поддаваться соблазну бунтарства и очередной «церковной революции», хранить единство со Святой Матерью Церковью и помнить слова священномученика Киприана Карфагенского, которые любил повторять ревностный защитник церковного единства в бурном XX столетии новомученик Иларион, архиепископ Верейский: «Вне Церкви нет спасения». Ибо разделяющий Церковь, какими бы словами он не прикрывался, раздирает Хитон Христов.

 

 

Газета «Православный Симбирск», № 238

 

 

 

Светские интернет-публикации:  "Лента.Ру" :

Архиерей Русской православной церкви, обвинивший руководство РПЦ в "отступлениях от чистоты православного вероучения" и осужденный Архиерейским собором в июне 2008 года

Архиерей Русской православной церкви, епископ Анадырский и Чукотский (в миру - Сергей Иванович Дзюбан), обвинивший руководство РПЦ в "отступлениях от чистоты православного вероучения". Автор послания "Ко всем верным чадам святой православной церкви", которое в феврале-марте 2007 года СМИ связывали с вероятной перспективой грандиозного раскола церкви. В июне 2008 года деятельность Диомида была осуждена Архиерейским собором, постановившим лишить его сана, если епископ не покается до следующего заседания Священного Синода. Параллельно специальная комиссия РПЦ, изучившая выступления Диомида, предложила предать его церковному суду. В июле 2008 года Диомид предал анафеме патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Епископ Диомид, фото с сайта www.patriarchia.ru

Сергей Иванович Дзюбан  родился 24 июня 1961 года в городе Кадиевка Луганской области Украины в семье рабочего. В 1983 году окончил Харьковский институт радиоэлектроники и устроился на работу инженером-конструктором в Харьковское конструкторское бюро тяжелого машиностроения ДОССАФ (ХКТБ ДОСААФ СССР).

В 1986 году Дзюбан поступил в Московскую духовную семинарию. 3 июля 1987 года в Троице-Сергиевой лавре был пострижен в монашество наместником монастыря архимандритом Алексием (ныне архиепископ Тульский и Бефлевский) и принял имя Диомида. 18 июля того же года (в день памяти преподобного Сергия Радонежского и 650-летия основания Лавры) рукоположен в иеродиаконы Филаретом - митрополитом Минским и Слуцким, патриаршим экзархом всея Белоруссии.

В 1989 году окончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1993 году. 1 сентября 1991 году в Донском монастыре в день 400-летия иконы Пресвятой Богородицы "Донская" рукоположен Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II в иеромонахи.

С 1991 года находился в командировке в Камчатской и Магаданской (и временно Сахалинской) епархии [14]. В Магаданской епархии нес миссионерское послушание, объезжая населенные пункты Магаданской области и Чукотки. С 1992 года стал настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы, впоследствии - настоятелем вновь отстроенного Свято-Троицкого храма в городе Елизово Камчатской области. 28 августа 1993 года возведен в сан игумена, 21 июля 2000 года — в сан архимандрита.

19 июля 2000 года решением Священного Синода РПЦ на Чукотке была создана епархия, и 10 августа 2000 года Диомид был рукоположен в сан епископа Анадырского и Чукотского. Между тем, при советской власти на Чукотке, по официальным данным, не было ни одного верующего, хотя православие в тех краях было известно с середины XVII века, а активное миссионерское служение началось в конце XVIII века.

В начале февраля 2007 года на интернет-сайтах религиозного и патриотического толка появилось открытое письмо епископа Диомида "Ко всем верным чадам святой православной церкви", в котором он обвинил руководство Русской православной церкви в "отступлениях от чистоты православного вероучения". В этом послании архиерей упрекал руководство Патриархии в "духовном соглашательстве, подчиняющем церковную власть мирской, зачастую богоборческой", отсутствии "обличения антинародной политики существующей власти, приводящей к распаду государства, демографическому кризису и другим негативным последствиям" .

Епископ также выражал озабоченность "попранием принципа соборности в связи с долгим отсутствием созыва Поместного Собора и передачи важнейших его функций Собору архиерейскому" - то есть тем фактом, что церковная жизнь жестко регламентируется архиереями, а в перерывах между соборами все вопросы решает узкий круг членов Священного Синода. Отдельного осуждения Диомида заслужил и факт "оправдания и благословения персональной идентификации граждан при ошибочном утверждении, что принятие внешних знаков и символов, навязываемых новым временем, не может повредить душе без ее сознательного отречения от Бога". Помимо Диомида, послание подписали также игумен Илия (Емпулев), иерей Сергий (Бахарев), иерей Евгений (Пилипенок) и монах Гавриил (Ларионов).

По информации "Новых Известий", послание архиерея было срочно передано патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II. Однако тот отложил рассмотрение документа - в связи с начавшимся великим постом. В то же время по данным информационного агентства РИА Новости, в канцелярию Московской патриархии это письмо не поступало.

Но пристальное внимание прессы к письму было привлечено лишь 1 марта 2007 года, когда газета "Новые Известия" изложила содержание обращения архиерея. К тому времени СМИ уже утверждали, что во многих центральных регионах начался сбор подписей в поддержку владыки и что речь идет о церковном расколе невероятного масштаба.

В пресс-службе Московской патриархии заявления Диомида назвали свидетельством его "неосведомленности и невежественности" и заявили, что не считают письмо свидетельством раскола в Церкви. В то же время руководитель пресс-службы Московской патриархии священник Владимир Вигилянский признал, что письмо епископа Диомида вызвало широкий общественный резонанс, и высказал предположение о том, что Священный Синод вскоре выскажет свое мнение относительно послания архиерея.

24 июня 2008 года в московском храме Христа Спасителя открылся Архиерейский собор Русской православной церкви. Сам Диомид приехать на Собор отказался, ссылаясь на плохое самочувствие. В день открытия Собора у стен храма произошло столкновение между сторонниками епископа Диомида и активистами движения "Наши". Три дня спустя Архиерейский собор постановил лишить Диомида сана епископа Анадырского и Чукотского: причиной извержения из священного сана назывались непослушание священноначалию и раскольническая деятельность архиерея. При этом отмечалось, что Диомид до следующего заседания Священного Синода может принести покаяние, в противном же случае вынесенное решение автоматически вступит в силу сразу после заседания Синода.

Параллельно специальная богословско-каноническая комиссия Русской православной церкви во главе с патриаршим экзархом всея Белоруссии митрополитом Минским и Слуцким Филаретом изучила документы за подпись Диомида и пришла к выводу, что они порочат авторитет церкви и "фактически провоцируют раскол". В связи с этим 27 июня 2008 года Филарет подписал заключение комиссии, в котором говорится, что "епископ Анадырский и Чукотский Диомид подлежит церковному суду".

28 июня Священный Синод отстранил епископа Диомида от управления епархией и запретил ему проводить богослужения. Однако Диомид заявил, что не намерен подчиняться синодальному решению и пообещал, что будет продолжать служить, несмотря на запрет, поскольку ему не в чем каяться, и виноватым он себя не считает. Более того, он направил жалобу на решение Архиерейского собора в Церковный суд и, по словам представителя Чукотского епархиального управления, выразил намерение лично выступить на суде против председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Калининградского и Смоленского Кирилла (Гундяева) "с обвинениями того в предательстве православия". Отмечалось, что Диомид, в частности, обвинял обвинил митрополита в том, что он "прокручивает свои средства в западных банках и ведет на Западе собственный бизнес". Когда должно было состояться заседание Церковного суда, не сообщалось.

17 июля 2008 года Диомид выступил с открытым заявлением, в котором постановил перевести Анадырскую и Чукотскую епархию на самоуправление и предал анафеме патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, а также других своих оппонентов - митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла и митрополита Минского и Слуцкого Филарета.

В том же месяце архиепископ Марк, заменивший Диомида на посту главы Анадырской и Чукотской епархии, заявил о хищении всех ее учредительных и регистрационных документов, кадровой документации, а также бухгалтерской и налоговой отчетности. Он заподозрил Диомида, который, по его словам, скрывается на мысе Шмидт на севере Чукотки, в крупных хищениях и направил заявление в окружное УВД и прокуратуру с просьбой возбудить дело в отношении опального епископа за незаконную растрату средств епархии.

Между тем, по данным "Новых Известий", все имевшие дело с епископом Диомидом говорили о нем как о человеке принципиальном и бесстрашном, не бравшим денег за крестины, венчания и отпевания и жестко критиковавшим свое начальство.

http://www.lenta.ru/lib/14177945/


Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Памяти первого митрополита земли Симбирской»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: mitropolit-prokl.ru

Все новости раздела