Главная / Новости /

Новости митрополии   RSS-лента  

 

Арское. Престольный праздник в храме Ксении Петербургской

07.02.2007

                                                           ХРАМ НА СЕМИ РОДНИКАХ

 

Мир всем! Архиепископ Прокл у святого образа

 

 

                                                 

 « Я вспоминаю одну прозорливую  старицу в граде Петра, которая говорила о том, что к  лику Святых несомненно будет причислен Иоанн Кронштадтский и Ксения Блаженная, еще задолго до их прославления в 60-ых годах. И Бог удостоил меня в тот период времени быть в Санкт-Петербурге и будучи уже епископом, быть свидетелем ее пророчества, которые она не ленностно по дару Божиему произносила. И дар этот давался далеко не легко, а большими трудами, сопровождался непризнанием, оклеветанием. И когда я вижу современных мошенников, которые стараются быть святыми, а  у них из этого ничего не получается, становиться смешно… и страшно за умы тех, которым они произносят свои мнимые истины. Потому что нельзя приобрести святость, сидя нога на ногу и  лжепророчествовать. Поэтому необходимо, что мы всегда  помнили о том, что  святость дается Богом человеку за труды и жизненные подвиги, и всегда  отличали, где есть правда Божия, а где есть ложь фарисейская».

                         

Из проповеди Архиепископа  Симбирского и Мелекесского  Прокла

              

 6 февраля – День памяти преподобной святой блаженной Ксении Петербургской - Престольный праздник Арского храма.

 

                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОРОГА К ХРАМУ

         Храм Арского: Блаженной Ксении и Богоявленский  Храм Святой блаженной Ксении Петербургской в селе Арском установлен на возвышенном месте и, поэтому хорошо виден с трассы при въезде в наш город со стороны Саранска. Белоснежные стены улетают ввысь, а удивительные арки красиво вписываются в пейзаж  божественно чистых облаков на огромном голубом небе, дарованном нам Господом. После путешествия среди однообразного  вида средней полосы  глаза  замирают в восхищении, и уже нет никакой возможности просто проехать мимо. Неведомая сила притягивает любого путника к этому Святому месту. Но, если человек сумел побороть это влечение, или не  услышал этой песни ангела внутри себя, то не сомневайтесь, ему не будет больше покоя ни днем, ни ночью. Он вечно будет сожалеть о том, что в тот день  прошел мимо своего счастья, не услышал голоса своего сердца, а душа  этого слепца будет тянуть его к этой Обители до тех пор, пока он все-таки  не  подойдет к этому священному  духовному источнику.

     О Слава Всевышнему, и просто большое человеческое спасибо , создателям этого Творения, во Славу обыкновенной  женщины  старой Руси по имени Ксения, возведенной в ранг Святых  за то, что она сумела  стать необыкновенной, и  собрав воедино лучшие  порывы  своего поколения, совершала ежедневный подвиг, за который мы ее любим и чтим, за который далеко от ее малой родины и на нашей симбирской земле  возведен этот Храм-Памятник в ее честь.

  От магистрали к подножью церкви нас ведет хорошо укатанная дорога, которая  легко пересекает реку Сельдь  по новому мосту, построенному благодаря стараниям и усердию здешнего настоятеля иерея Алексия Кормишина  и его верной помощницы Галины Степановны Ивлевой.

    Батюшка Алексий Кормишин !!!  Глава Симбирской епархии Архиепископ Прокл назначил отца Алексия  настоятелем местного прихода 27 марта 2002 года , ранее он служил  в чине иерея в Благовещенском храме г. Ульяновска. После возвращения Симбирско-Мелекесской епархии участка Арских земель, ранее  принадлежащих церкви,     настоятели  сменяли друг друга, безуспешно пытаясь без больших собственных усилий начать свою деятельность в старом полуразрушенном здании Богоявленского Храма. Кто-то из них привез  часть кустарно изготовленного иконостаса  из городской церкви, давно снятую за ненадобностью, кто-то другой необдуманно  разрушил кирпичный свод над алтарем шириной 9 и длиной 15 метров, вместо того, чтобы напротив реконструировать его! И тем самым нарушили общую прочность строения, а сквозняки начали гулять по храму, разрушая внутреннюю отделку.  А  кирпич этот растащили местные жители на строительство своих свинарников и погребов в Арском. Едва не завалили колокольню, когда слишком близко к ней вырыли канаву для отвода сточных вод,  и даже пытались кувалдами разбить часть фундамента колокольни, мешавшего при земляных работах.  В общем,  архитектору и реставратору по гражданскому образованию иерею Алексию Кормишину  было где приложить свои знания и испытать на прочность себя и людей своей команды. Нужно прямо сказать, что не все выдерживают и некоторые уходят. Трудностей хоть отбавляй.

 От чисто  бытовых  до сугубо технических. И мне, автору этой статьи, по образованию инженеру-строителю, известно, что заново построить в несколько раз легче, чем провести реставрацию  здания, практически «приговоренного к уничтожению» всеми прежде осматривавшими экспертами, приглашавшимися со стороны, до появления  отца Алексия. А он просто ежедневно приходит и помимо своих прямых обязанностей священника воссоздает и кропотливо созидает. И знаете, у него получается все! И строительство нового храмового комплекса  и реконструкция Богоявленской церкви, старейшей в Симбирской епархии.

 

 

 

ХРАМ-РОВЕСНИК СИМБИРСКА

   Изначальное рождение Богоявленского храма связано с возникновением самого  селения Арская Слобода. Когда в 1648 году боярин Богдан Матвеевич Хитрово по приказу царя Алексея Михайловича строил засечную линию, как внутренний  вал - оборонительный эшелон предполагаемого фронта.   Согласно царскому указу  необходимо  было основать поселения  между реками Волга и  Барыш и соединить всю линию с ранее возведенными Корсунем и посадами на реке Суре. Тогда  же  и зарождался город Симбирск. Оборонительная линия шла от Симбирска на Тагай-Корсунь-Сурск-Саранск-Инсар-Нижний и Верхний Ломов, от которого начиналась другая линия укреплений, шедшая на Тамбов. В наших краях вдоль этого вала возникали казачьи станицы, между которыми осуществлялись конные казачьи разъезды и охрана границы.В Арском центре построен швейный цех для детей

  А казаки хотя и народ военный, но привыкли жить всегда вместе с семьями, основная масса которых прибыла из известного одноименного поселения под Казанью, предполо-жительно  поэтому  приезжие поселенцы назвали свое новое село тоже Арским.

  И как только возникали села, по обычаю, начинали строить церковь. Вначале здесь был построен деревянный храм, затем он был обложен кирпичом.  А в 1649 году отстроена  церковь в виде квадратного строения с пристроенным алтарем и небольшим приделом во имя Всемилостивого Спаса. Время удалось установить, изучая не только документы, но состав, вид и размеры кирпича, характерного для середины ХVII  века. А также благодаря

материалам из исторических архивов, где упоминается о том, что «имеются сведения об уплате дани Богоявленской церкви в Казанский приказ духовных дел за 1651 год».

Некоторые  изменения производились и позднее  в нашей ныне существующей старой церкви, по преданию построенной господином Пустынниковым и тщанием Господ землевладельцев, и изменения эти сопроводились  освящением  31 января 1786 года, как значится на храмозданном кресте хранящемся под святым престолом.

 При церкви существовало  Братство основанное в честь Священномученика Харлампия с Уставом, утвержденным Епархиальным начальством 9 ноября 1900 года за №23 и открыто 10.02.1901 г в день памяти святого. Почетным членом Братства являлся прославленный ныне в лике святых Праведный Иоанн Кронштадтский. Данный исторический факт является очень замечательным  открытием, так как подобных примеров в России не было. Отец Алексий крайне заинтересован в возрождении Братства, как  духовного наследия, на что получил высочайшее благословение Архиепископа Прокла.   

Намного позднее, к 1770 году, рядом возвели колокольню, которую еще позже соединили с основным храмом двумя кирпичными стенами.  Фундамент  под эти стены заложили неглубоким и положили его прямо на чернозем, из-за этой ошибки каменные стены, объединяющие церковь и колокольню  стали оседать, появились глубокие трещины.

   В некоторых источниках упоминается, что в 1926 году были расстреляны священно-служители и церковный притч Богоявленского храма села Арское, а церковь превращена в сельскохозяйственный склад, затем поочередно в ней располагались клуб, тракторные мастерские, столярка.

      «Священник Добролюбский Николай Васильевич 1870 г.р.Состоял Законоучителем и заведующим Арской церковно-приходской школой, имеет 46 печатных проповедей, 2 поучения и 22 собеседования. По постановлению Особого отдела при Реввоенсовете Восточного фронта от 23 августа 1919 года за антисоветскую деятельность  расстрелян.  Посмертно реабилитирован 01.10.93г.

 Его сын Сергей Николаевич 1893 г.р., житель г.Ульяновска. Инструктор губернского отдела образования. 23 августа 1919 года Особым Совещанием при Реввоенсовете Восточного фронта  заключен в концлагерь на период гражданской войны. Сведений о дальнейшей судьбе нет. Реабилитирован  01.03.93г.»

     Рушились храмы, а вместе с ними и бесценные человеческие судьбы  целых семей и даже поколений.   В те же времена был варварски снесен придел Всемилостивого Спаса. Долгое время здание совсем не использовалось и медленно разрушалось.

 

 

 

НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ ВО ГЛАВЕ С БАТЮШКОЙ

СТРОИТ ПРАВОСЛАВНЫЙ ЦЕНТР    Усердная помощница отца Алексия Галина Степановна Ивлева встречает Владыку

  Когда отец Алексий впервые вошел в старый храм, его поразила полная разруха вокруг. С большим трудом на древних, прежде намоленных стенах, проступали фрески с едва заметным изображением Святых. Это уже позднее, когда снаружи только начали устанавливать реставрационные леса по периметру, храм  будто вновь ожил : прихожанами и строителями  было замечено чудесное явление - фрески начали высветляться, проступать  отчетливее и ярче, что продолжает происходить и сйечас и летом и зимой. Приехавшие реставраторы из Питера рекомендовали пока не проводить восстановления фресок, а  для начала обеспечить одинаковый среднесуточный  темпе-ратурно-влажностный режим внутри помещения, чтобы избежать их дальнейшего разрушение. Пожелания специалистов выполняются и в дождливые и морозные дни старый храм отапливается.

 Итак, сейчас храм реставрируется. Чьими силами? Народными! А именно – это люди, волею судьбы оставшиеся без жилья (бомжи), беспризорники, бывшие военнослужащие с горячих точек России. Люди, которые не нужны никому,  нашли здесь  кров, пропитание, а главное они все обрели Бога в себе,  самоутверждение и способность быть нужными и получать радость от своего труда. Интересна история о двух  подростках-беспризорниках,  они встретились на вокзале. Один  путешествовал из Сибири «посмотреть Германию», а второй сбежал из Минского детдома и ехал в Сибирь искать свою тетку, не зная  даже города. По началу они не умели даже молотка в руках держать, но учились всему быстро. Сейчас в Новом городе есть бригада по отделке интерьеров, которой руководит первый, второй женился и тоже где-то неплохо устроился. Был   демобилизованный солдат, прошедший войну в Чечне. Его ограбили, украли документы, после разных мытарств бывшего солдата подобрали  бандиты.  А, когда он хотел от них уйти, и остаться работать при  церкви, отцу Алексию  довелось увидеть направленные  на него стволы пистолетов.   

В конце-концов парня оставили в покое, и он успешно  выполнял работы по возведению фундамента под старую колокольню и храм. Сейчас на их месте работают другие люди, поэтому отец Алексий и пытается создать здесь православный центр, где бы решались и социальные проблемы, а не только вопросы духовного плана. Дать пришедшим в руки специальность, подлечить их. Поэтому  нужна своя церковная больница. По проекту на территории Арского храмового комплекса будут размещены мастерские, школа, ремесленное училище, кузница, каретный двор, столовая, пекарня, издательство, золотошвейные и, художественные и архитектурные мастерские, сад и огород.Святая Блаженная Матерь Ксения, моли Бога о нас!

Строящийся комплекс назван Православным  Центром реабилитации для бывших участников локальных войн и конфликтов, но ориентирован он будет на  всех: беспризорников и бездомных, молодые семьи и проблемных детей после окончания детдомов.

      Помощница настоятеля Галина Степановна говорит, что за все время через приход прошло около 400 разных людей и  каждый со своими проблемами, практически все остались без жилья, многие без документов: «Первый месяц они осваиваются, мы пытаемся  привести их в нормальный вид, откормить и отогреть, одновременно  приобщая  к какому-нибудь  делу.  На второй месяц, они, присмотревшись,  вспоминают  свое основное ремесло – и буквально начинают  воровать и продавать все, что попадет под руку. Был один парень Максим с Лесной Долины, руки золотые, а вор до мозга костей. Много раз ловили, но жалели и прощали, а он тащил  продавать даже алюминиевую посуду, из которой сам же ел.  По его душу приезжали  бандиты из шести разных группировок,  даже им он насолил!  Водила   показывать им, какую пользу для храма приносит их должник Максим сейчас,- на силу отступились. Теперь он служит в военно-морских частях в Петербурге, написал три письма, но не с благодарностью, а просто по-русски: матом,-  зачем  мол, отправили меня в армию, здесь тяжелее, чем у вас.  Сейчас вот после Нового года у нас опять неприятности – работающие и живущие здесь бомжи продали и пропили сварочный трансформатор и   валенки всей  артели. Хоть плач!

   Ежедневно мы своими силами по инициативе батюшки отца Алексия ездим в Засвияжский район  города кормить бездомных. Их собирается человек тридцать».   

       Интересные явления отмечались при реставрационных работах. Кованый крест главного купола, значительно согнутый, это видно на прежних фотографиях,  стал самостоятельно выпрямляться, что отмечалось всеми прихожанами и строителями. Старожилы села вспоминают, что любимым занятием советского начальства после подпития была стрельба из винтовки по  кресту над церковью. Когда тяжелый кованый крест сняли для ремонта, на нем обнаружили три клейма мастеровых, изготовивших его. Первое – Казанское, второе – из Алатыря, а третье – местное.  Кузнецы, которые  провели ремонт креста, частично заменили  и поправили  заклепки, тоже поставили свое современное клеймо в память об этом. В августе 2002 года крест вновь установили на главном восстановленном  куполе Богоявленского Храма, а для колокольни, на которой креста вообще не было  изготовлена малая его копия  по чертежам отца Алексия.

      Реставрация – процесс кропотливый, тщательно подготавливаемый и продвигающийся не спешно, а необходимость в проведении  православных обрядов была очень острая.

 В селе 80 лет не велись службы! И тогда отец Алексий решается на строительство нового храма рядом со старым, разрабатывает проект и 16 июня 2002 года Владыка Прокл благославляет его начало.

 

 

 

ХРАМ НА СЕМИ РОДНИКАХХрам Блаженной Ксении

Храм Ксении Петербургской воздвигался чудесным образом: не имея ни копейки, из случайно пожертвованных материалов, башенного крана, - все от хороших людей. И через девять месяцев после того, как отец Алексий вбил  колышки на стройплощадке, провели первую службу! А еще через девять месяцев в престольный праздник Блаженной Ксении Петербургской  божественную литургию провел сам Архиепископ.

   Новая церковь делится на верхний и нижний храм. Под алтарем располагается крестильня с единственным в Ульяновской области баптистерием, особой купелью для крещения людей полным погружением, устроенным с соблюдением всех древних православных канонов. Первое крещение полным погружением состоялось в октябре 2004 года.

          27 мая 2005 года приходом Богоявленской церкви, множеством прихожан, с участием представителей властей и военных, троекратным салютом прошла встреча крестного хода с Чудотворной иконой Казанской Жадовской Пресвятой Богородицы. В храме состоялась торжественная служба, молебен, неусыпное чтение акафистов. Совершены водосвятные молебны на родниках Ксении Петербургской и Святителя Николая.

  При укреплении склона, на котором воздвигался  новый храм, обнаружилось, что из-под храма  пробиваются семь родничков. Все их объединили и внизу под холмом, сделали две купели: небольшую для набора родниковой воды и вторую рядом как купальню. Родники с купелями освящены церковью. Сразу же после этого люди стали приходить за водой и купаться. Этим летом над купальней установили часовенку, сруб которой был пожертвован приходу «Во Славу Божию».

К настоящему времени полностью восстановлен верхний ярус колокольни, и  церкви дарована  новая колокольная звонница из семи чудных колоколов. Отец Алексий оставлял их подвешенными рядом с храмом на высоте метра, чтобы на празднике Рождества Христова, когда сюда на праздник приехали более ста детей, каждый ребенок мог позвонить в свой колокол и запомнил этот чистый церковный звон на всю жизнь.Часовня с купальней на святом роднике

 

ЦЕРКОВНАЯ ШКОЛА - ГРАЖДАНСКИЙ ПОДВИГ УЧИТЕЛЕЙ

Праздник готовили учителя церковной школы, рассказать о которой нужно обязательно.

В Арском закрыли начальную школу,  поводом тому послужило то, что детей сейчас  в селе недостаточно, и ребятишки вынуждены  ходить получать образование в соседнюю Кротовку. Неравнодушный к проблемам своих прихожан глава церковного прихода сейчас  совершает еще один подвиг. Он решил возродить школу, начав с  того, что сумел  найти и заинтересовать двенадцать городских учителей в необходимости образования первой в области православной школы. Профессиональные педагоги во главе с директором Надеждой Васильевной  Калугиной в две смены с 9 до 20 часов ведут ежедневные занятия, изучая с детками закон Божий, мироведение, рукоделие, бальные и спортивные танцы. Созданы спортивные секции, есть даже театральная студия. Всего в школу приходят более 80 детей разного возраста, в том числе и те 20-25 малышей, из-за которых собственно все и начиналось. Пока  это: Дом детского народного творчества с

обязательными элементами религиозного нравственного воспитания.

 Учителя пока не получают зарплаты, и первое полугодие их поддерживали только теплые отзывы родителей и перспектива получения  школой лицензии, которая необходима для  преподавания здесь общеобразовательных и точных наук и получения статуса начальной школы. Вот где есть повод совершить свой гражданский подвиг и нашим ульяновским меценатам! Поддержать  учителей материально хотя бы самую малость, отец Алексий пока в состоянии оплачивать им только проезд.

 

 

«ВСЕСВЯТНЫЙ  НИКОЛАЕ,  В  СКОРБЯХ  СКОРЫЙ  ПОМОЩНИЧЕ!» Главные врата Арского праославного комплекса

     В Арском есть еще один уникальный святой источник, примерно в километре от храма. Он пробивается у подножья древнего крутого холма на опушке леса.  По свидетельствам многих очевидцев на этом месте  в 1943 и 1944 годах неоднократно происходило явление святителя Николая Чудотворца. Мужчины воевали на фронтах, женщинам самим приходилось нести на своих плечах непосильный груз тяжелой работы. Не хватало дров для отопления своих домов, хотя, совсем рядом находился Арский лес, но он охранялся лесниками. Многие знают, что в то суровое время сбор хвороста из государственного леса наказывался тюрьмой и ссылкой, так же как и сбор колосков с уже убранного поля.  

И поэтому только по ночам со всей округи ходили женщины за дровами  в Арский лес.

Очень часто, к  обессиленным, бесправным и  униженным собственным  правительством, 

крадущимся в своем же лесу  женщинам, подходил святой старец.  С некоторыми разговаривал, помогал тащить санки с хворостом, многих уводил от преследования охранников, сбивая тех с пути. Впоследствии, все, встречавшиеся с этим старцем,   узнавали его на иконе святителя Николая, заступника от всяких бед и несчастий. Прошло время. Закончилась война. А на этом месте появился родничок. Жители назвали его Никольским. И зимой и летом у источника лежат живые цветы в знак благодарности за помощь людям, которые приходят сюда за водой и молятся у Святого родника. Сейчас  стараниями прихода здесь построена  купальня, по праздникам проводятся водосвятные молебны. Множество симбирян приезжают попросить помощи у Николая Чудотворца, набирают воду, купаются троекратным погружением в купели. С весеннего Николы в Малороссии исстари начиналось купание. После молебнов не раз происходили исцеления от разных болезней.

 

 

ИСТОЧНИК ЧУДЕСНОЙ ПОМОЩИ  Детские сочинения о празднике в Арском

     Рождественский праздник учителя провели вместе с настоятелем. Более четырехсот детей включились в это творческое событие, некоторые из них первый раз в своей жизни  пришли  на торжественный церковный Молебен. Потом в крестильне храма состоялось театрализованное Вертепное представление «Сцена Рождества Иисуса Христа»:

  «…И сказал им Ангел: не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца  в пеленах, лежащего в яслях».

 В большом праздничном представлении, которое начали Дед Мороз и Снегурочка, участвовал каждый – разбившись на команды, дети  весело прошли  все станции эстафетного   маршрута. Катались на лошадях, с визгом и смехом  съезжали с высокой ледяной горы, бегали в мешках, звонили в колокола, вместе пели Рождественскую песню,  а в конце зажгли красивый костер на берегу реки. Я уверен, в детских сердцах навсегда останется тепло этого огня. И  чувствуя в себе его горячие искорки, будут помнить рассказ настоятеля о Святой помощнице людям в их жизни блаженной Ксении Петербургской.

   Целыми днями и зимой, и летом, даже в мороз, не прячась от дождя и ветра, по грязным улицам Петербурга бродила плохо одетая женщина. К ее странностям горожане привыкли. Предлагали  ей теплую одежду и деньги, но Ксения ни за что не соглашалась променять свои лохмотья. После неожиданной ранней смерти своего мужа, 26-летняя вдова отдала  дом и все свое имущество бедным, и посвятила свою жизнь служению Богу и людям в христианском подвиге юродства (это добровольно избранный  путь спасения, исполненный истинной мудрости при кажущемся безумии). Милостыню она не принимала, а брала лишь от добрых людей «царя на коне» (копейку с изображением всадника), которую тут же отдавала бедным.  Господь наградил  блаженную Ксению даром пророчества и исцелений. Ксения часто предсказывала людям их будущее и советовала, как им поступать. Ночами она уходила в поле и молилась до восхода солнца. В домах, куда она заходила, водворялись мир и счастье, обласканный ею ребенок   быстро выздоравливал. Со дня ее кончины до наших дней не прекращается поток верующих на Смоленское кладбище Санкт-Петербурга к часовне на ее могиле.  Не иссякает источник чудесной помощи Ксении людям и здесь в Арском, не замерзает в самые лютые морозы родник, освященный ее именем.

 

 

 

 

Снимок на память о торжественном дне

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Храмы Арского глазами детишек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Страницы православного летописца Нафанаила (фотографии автора)

 

 

 

 

 


Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Памяти первого митрополита земли Симбирской»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: mitropolit-prokl.ru

Все новости раздела