С 2 по 5 февраля в Москве состоялся очередной Архиерейский собор Русской Православной Церкви. Хотя по Уставу Церкви он должен созываться раз в четыре года, при Предстоятельстве Святейшего Патриарха Кирилла стало традицией созывать Соборы раз в два года. Это нужно для того, чтобы чаще звучал соборный голос Церкви, чтобы православные христиане могли оперативно реагировать на вызовы современности.
Во свидетельство единства Русской Православной Церкви на Собор прибыли 280 Преосвященных архипастырей из 247 епархий России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Эстонии, а также епархий, находящихся в дальнем зарубежье.
1 февраля отмечалась четвертая годовщина интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Этот день ознаменовался соборным богослужением в Храме Христа Спасителя всего сонма архиереев Русской Православной Церкви во главе с ее Предстоятелем.
В тот же день состоялась встреча членов Архиерейского Собора с Президентом Российской Федераци В.В. Путиным, в ходе которой обсуждались ключевые вопросы церковно-государственных отношений. Глава Российского государства дал высокую оценку трудам Русской Православной Церкви, а также ответил на ряд вопросов архипастырей.
В первый день Собора после молитвы его участники заслушали доклад Святейшего Патриарха. Как отмечают многие архипастыри, в этом традиционном выступлении Предстоятель не только отчитывается о проделанной за два года им и Священным Синодом работе, но и намечает новые направления для развития церковного служения. Слово Патриарха, насыщенное самой разнообразной информацией о церковной жизни, побуждает к плодотворным соборным дискуссиям.
Одним из важных решений Собора стало одобрение учреждения в последние годы новых епархий и объединения их в митрополии, в том числе и образования на территории Ульяновской области Симбирской митрополии в которую вошли Симбирская, Мелекесская и Барышская епархии. Повестка дня Собора готовится таким образом, чтобы обсуждаемые вопросы имели отношение ко всем чадам Церкви. Важную роль в этом играет Межсоборное Присутствие – орган, который готовит проекты соборных решений, причем проекты этих решений размещаются в сети Интернет (www.msobor.ru, www.bogoslov.ru) для того, чтобы каждый член Церкви смог принять участие в их обсуждении.
На последнем Соборе, кроме сугубо внутрицерковных вопросов (внесение изменений в Устав, обеспечение мер социальной поддержки священнослужителей, изменение положения о наградах), были приняты документы, значимые для всего нашего общества. Все они обсуждались в течение длительного времени в Межсоборном Присутствии и говорят о позиции Русской Православной Церкви по проблемам семейного права и ювенальной юстиции, о новых технологиях учета и обработки персональных данных, о проблемах экологии. Причем, как отметил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, «эти темы были поставлены народом, простыми людьми. Их не придумывал Архиерейский Собор. Это отражает тот факт, что Церковь слышит голос людей, голос простого народа».
Перечислить все решения Собора в одном номере невозможно, поэтому к вопросам, поднятым в начале февраля Священноначалием Русской Церкви, мы будем регулярно возвращаться в следующих номерах «ПС».
Мы приводим для наших читателей основные положения двух принятых Собором документов с комментариями, а с полным текстом соборных определений можно ознакомиться на официальном сайте Русской Православной Церкви (www. patriarchia.ru).
Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции
(Выдержки из документа Архиерейского Собора Русской Православной Церкви)
Церковь неустанно заботится об укреплении семьи как богоустановленной ценности... Пятая Заповедь Божия гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 20:12). Бог дал власть родителям над своими детьми. В Священном Писании читаем: «Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями» (Сир. 3:2). Апостол Павел призывает: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3:20–21). Церковь, утверждая, что духовно здоровая семья – важнейшая основа благополучия общества, открыта к сотрудничеству с государством и различными общественными силами в вопросах защиты семьи и детства…
Острыми проблемами современного общества являются большое количество брошенных детей; попрание семейных ценностей, в том числе под влиянием средств массовой информации и коммуникации, пропагандирующих пороки и потребительские интересы; рост количества сексуальных преступлений против детей; распространение детской порнографии. Церковь поддерживает усилия государства, направленные на защиту детей от преступных посягательств, в тех случаях, когда родители сами не могут или не стремятся защитить детей, даже если это приводит к лишению родительских прав как к самой крайней мере. В случае, если передача ребенка на воспитание лицам, не являющимся его родственниками, неизбежна, необходимо обеспечить преемственность его воспитания в религиозном и культурном отношении.
Вместе с тем Церковь утверждает, что государство не имеет права на вмешательство в семейную жизнь, кроме случаев, когда существует доказанная опасность для жизни, здоровья и нравственного состояния ребенка и когда эту опасность нельзя устранить через помощь родителям и через методы убеждения. При этом действия государственных органов должны быть основаны на четких и однозначных правовых критериях. Именно родители должны определять методы и формы воспитания детей в границах, очерченных необходимостью обеспечения жизни, здоровья и нравственного состояния ребенка. Это является Богом предначертанным правом и обязанностью родителей. Недопустимо, чтобы вмешательство государства в жизнь отдельных семей, которое видится оправданным лишь в исключительных ситуациях, приводило к подрыву института семьи прямым государственным или поощряемым государством общественным регулированием семейных процессов, к ограничению стремления родителей воспитывать детей в традиционных культурных, религиозных, социальных и иных ценностях.
Лучший способ предупредить возникновение упомянутых проблем и разрешить большинство из них – это поддержка здоровой семьи, помощь проблемным семьям, поддержание крепких связей (Выдержки из документа Архиерейского Собора детей и родителей, а также популяризация положительного образа семьи. В православной пастырской традиции накоплен опыт помощи неблагополучным семьям, позволяющий одновременно защитить ребенка и способствовать сохранению семьи. Этот опыт мог бы быть в большей степени востребован в современном обществе…
Современному подходу ряда стран к ювенальной юстиции (включающему правоприменительную практику, а также формируемую правовую и социальную культуру) свойственно искусственное противопоставление правам родителей прав ребенка и придание последним безусловного приоритета, что противоречит библейским основам семейных отношений, ибо нельзя расширять права детей за счет сужения прав их родителей, а также искусственно противопоставлять права одних правам других. Наряду с правами детей должно быть признано наличие их обязанностей, в том числе в отношении родителей и семьи. Не может существовать прав детей на духовно и нравственно необоснованное непослушание родителям, на безнравственные действия и половую распущенность, на неуважение к старшим и сверстникам, на дурное поведение…
Церковь не видит объективных и убедительных причин для внедрения системы ювенальной юстиции в том виде, в каком она распространена в ряде зарубежных стран. Показательно, что в национальном и международном законодательстве прочно закреплено преимущественное право родителей на воспитание детей. Какое-либо ущемление этого права справедливо не приемлется широкими кругами общества. Церковь поддерживает эту обеспокоенность и солидарна с ней…
…В законодательстве должна быть предусмотрена ответственность должностных лиц за необоснованное изъятие детей из семей, их удержание и за иные злоупотребления. При этом следует всемерно поддерживать и укреплять традиционные семейные ценности, противостоя попыткам их девальвации. Все составляющие системы защиты детей должны быть адаптированы к их национальной культуре и традициям. Недопустимыми видятся сбор, электронная обработка, хранение и несанкционированное распространение избыточных персональных данных, касающихся семейной жизни.
…Совершенно неприемлема существующая практика изъятия ребенка из семьи под предлогом «недостаточного уровня материального благосостояния». Отсутствие у родителей достаточных материальных средств должно быть основанием для оказания семье финансовой поддержки, прежде всего за счет средств государственных или муниципальных бюджетов. Недостаток средств у родителей не может рассматриваться в качестве условия применения органами опеки и попечительства мер, направленных на фактическое разрушение малообеспеченной семьи, в частности, путем изъятия детей у родителей. Такое изъятие базируется, как правило, на расплывчатых или необъективных критериях «низкого уровня развития ребенка», «ненадлежащего воспитания» или «психологического насилия». Поэтому акты национального законодательства должны содержать конкретные нормы, которые регламентировали бы применение крайней меры – изъятия ребенка из семьи, чтобы исключить свободную и, часто, субъективную интерпретацию закона. Кроме того, реальна угроза возникновения ситуации, при которой у детей появятся стимулы подавать в правоохранительные органы жалобы на собственных родителей, то есть, по сути, возможно создание системы доносительства…
…Существуют основанные на обстоятельствах жизни граждан ряда стран опасения, что методы ювенальной юстиции могут быть применены для насаждения нерелигиозного мировоззрения и для ограничения религиозной свободы, в частности, права родителей определять мировоззрение и формировать нравственные убеждения ребенка, побуждать его к участию в церковной жизни, соблюдению постов и других религиозных предписаний. Церковь категорически заявляет о неприемлемости такого подхода…
Церковь полагает, что любые законопроекты и административные меры в сфере семейных отношений должны быть вынесены на широкое и открытое обсуждение педагогов, родителей, ученых, духовенства, представителей правоохранительных органов.
…При наличии озабоченности содержанием законодательных или подзаконных актов, принимаемых в данной сфере, а также конкретными нарушениями прав родителей на воспитание детей и случаями неоправданного вмешательства во внутреннюю жизнь семьи… Собор призывает православных христиан обращаться в профильные епархиальные структуры, а если вопрос требует общецерковного рассмотрения – в Патриарший совет по вопросам семьи и защиты материнства.
Соборный документ появился в результате длительного широкого обсуждения. С одной стороны, осуждаются зарубежные формы ювенальной юстиции, позволяющие забирать ребенка из семьи по каждому мелкому поводу, в частности, под предлогом бедности родителей. Недопустимо изъятие ребенка из семьи с целью помешать его воспитанию в духе традиционных ценностей, основанных на Священном Писании и Православной вере. Но отмечается, что нельзя полностью отрицать усилия государства по борьбе с опасными социальными явлениями, направленными против детей.
Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных
(Выдержки из документа Архиерейского Собора Русской Православной Церкви)
На протяжении последних лет многие люди, в том числе чада Русской Православной Церкви, проявляют серьезную обеспокоенность введением новых электронных технологий, используемых при взаимодействии граждан с государственными учреждениями и коммерческими организациями. Это выражается в разных формах несогласия.
Православная Церковь не отрицает необходимости учета граждан государством… [и] участвуя в дискуссии о методах учета, не оправдывает тех, кто уклоняется от гражданских обязанностей или имеет преступные цели, но защищает право граждан жить в обществе в соответствии со своими убеждениями и принципами.
…Ранее Священный Синод Русской Православной Церкви в заявлении от 7 марта 2000 года подчеркнул: «Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры».
…В обществе распространяется обоснованная тревога по поводу того, что использование пожизненного персонального цифрового идентификатора в виде кода, карты, чипа или тому подобного может стать обязательным условием доступа каждого ко всем жизненно важным материальным и социальным благам. Использование идентификатора вкупе с современными техническими средствами позволит осуществлять тотальный контроль за человеком без его согласия – отслеживать его перемещения, покупки, расчеты, прохождение им медицинских процедур, получение социальной помощи, другие юридически и общественно значимые действия и даже личную жизнь.
…Основываясь на своих конституционных правах, тысячи людей, включая православных верующих, не желают по тем или иным причинам, в том числе религиозно мотивированным, принимать новую идентификационную систему, использовать документы с электронными идентификаторами личности (личным кодом, штриховым кодированием, идентификационными номерами). Многие из этих людей сообщают о нарушении их конституционных прав. Нередко этих людей лишают медицинской помощи, пенсий по возрасту и других выплат, оформления инвалидности и различных льгот. Подчас они не могут совершать сделки с имуществом, поступать на учебу или работу, вести предпринимательскую деятельность, оплачивать коммунальные услуги, приобретать проездные документы.
…Церковь убеждена, что упомянутые технологии не должны быть безальтернативными и принудительными. Те, кто отказывается принимать эти технологии, должны иметь альтернативу – использование традиционных методов идентификации личности, применяемых сегодня в большинстве стран канонической ответственности Московского Патриархата. Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации. Реализацию права на доступ к социальным благам без электронных документов необходимо обеспечить материальными, техническими, организационными и, если необходимо, правовыми гарантиями. Церковь считает недопустимым принудительное нанесение на тело человека каких-либо видимых или невидимых идентификационных меток, имплантацию идентификационных микро- и наноэлектронных устройств в тело человека.
…В случае принуждения граждан к принятию подобных средств и дискриминации, связанной с их непринятием, Собор предлагает этим людям обращаться в суд, а также информировать епархиальное священноначалие и, при необходимости, Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества.
…многое предупреждает нас о том, что мы можем оказаться перед лицом новых вызовов. Если сужение границ свободы, осуществляемое в том числе средствами электронного контроля, приведет к невозможности свободного исповедания веры Христовой, а законодательные, политические или идеологические акты, обязательные для исполнения, станут несовместимы с христианским образом жизни, – наступит время исповедничества, о котором говорит Книга Откровения (гл. 13–14).
При этом Освященный Архиерейский Собор напоминает о неприемлемости ситуации, когда отдельные миряне, а порой и клирики восхищают право от лица Церкви выносить определения о совместимости или несовместимости того или иного явления с верой Христовой и христианским образом жизни. Такое право принадлежит Собору или Синоду, опирающимся на Священное Писание и Предание Церкви и действующим в единомыслии со всем клиром и паствой.
Клир, монашествующие и все верные чада Святой Церкви призываются проявлять в данных непростых вопросах духовную зоркость и христианское трезвомыслие, заботиться о свободе исповедания веры и поддержании христианского образа жизни, помня, что принести Богу добрые духовные плоды может лишь тот, кто пребывает во Христе и сохраняет верность церковному единству.
Таковы основные мысли церковного документа. Что нужно в нем отметить?
Во-первых, в обществе существует тревога по поводу того, что новые технологии могут привести к установлению жесткого контроля за каждой отдельной личностью, за нашими чувствами и мыслями. Поэтому Церковь категорически настаивает на том, что, если человек не желает принимать те или иные электронные идентификаторы, у него должна быть возможность выбрать иной способ учета или оставить имеющийся – паспорт, водительское удостоверение, медицинский полис или любой другой документ. Здесь Церковь однозначно встает на защиту свободы, данной Богу каждому человеку.
Но само по себе принятие (или непринятие) новых технологий не является грехом, не ведет к отлучению от Христа и от Причастия. И в этом вопросе позиция Церкви остается неизменной. Человек остается христианином и тогда, когда он отказывается от электронной карты, и тогда, когда он ее получает. Противоположное мнение, объявляющее принятие этих предметов однозначно грехом, а принявших их чуть ли не отступниками от Христа, не было поддержано Архиерейским собором.
Газета "Православный Симбирск" №3(347) 13 февраля 2013 года
Внимание!
При
использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Памяти первого митрополита земли Симбирской»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: mitropolit-prokl.ru