Некоторые поступки блаженного не сразу понимались людьми, его окружавшими, казались странными и безрассудными, но в результате они всегда приводили ко благу. Так, вытащив кляп из бочонка с маслом в лавке торговца и навлекши на себя его гнев, Андрей сохранил людей от смертельной опасности через употребление этого масла, так как в опустевшем бочонке нашли мертвую змею. В другом случае, вбежав в дом знавшей его мещанки, блаженный выхватил из печки раскаленный чугунок со щами и, разбив его, убежал. На дне разбитого сосуда обнаружили огромного паука.
Просто блаженный хватал руками раскаленный металл, целовал кипящий самовар, нередко обливаясь при этом кипятком, но это не причиняло ему ни малейшего вреда.
В жизни своей Андрей возвысился подвигами своими так, что были даны ему Господом особые благодатные дарования.
Неоднократно случалось, что он исцелял болящих и страждущих, обращавшихся к нему с просьбой о молитве. Возвращал здоровье, давая съесть больному кусок поданного ему ранее хлеба.
Проникал блаженный Андрей и в потаенные уголки душ человеческих, давая знать людям своими действиями, что ведомы ему их сокровенные мысли и желания.
Будучи лишенным дара речи, Андрей часто жестами и выражением лица своего, с помощью различных предметов мог пророчествовать, предсказывая людям события их дальнейшей жизни. Так, если он приносил и подавал кому-либо несколько щепочек, то это означало, что душа того человека скоро предстанет пред Богом. Знаком смерти кого-то из домочадцев служило и появление блаженного в доме, когда он ложился под святыми образами со скрещенными на груди руками. Имея бесконечную любовь к ближним, сей угодник давал им знать о приближающейся кончине для того чтобы человек мог достойно приготовиться к переходу в жизнь вечную.
Знаком успешной будущей торговли служила принятая Андреем милостыня в лавке или около нее из рук хозяина.
Если же старец начинал мести пол в чьем-то доме, или подметать двор, то это означало потерю хозяином своего имущества.
Случалось также, что, предвидя чьи-то дурные намерения, Андрей всячески препятствовал этому, вставая на пути замышлявшего зло человека, не давая совершить поступок, ведущий к погибели души. Дарования эти блаженный употреблял лишь с одной целью - для спасения душ христианских.
По воспоминаниям симбирян, зафиксированных в различных изданиях и повествующих о жизни старца, современник блаженного Андрея, великий святой земли русской преподобный Серафим Саровский отсылал обратно симбирян, приходивших к нему за благословением и советом, со словами: "Что приходите ко мне, убогому? У вас лучше меня есть - ваш Андрей Ильич." Это признание Саровским чудотворцем праведности симбирского старца, которого он ни разу не видел, еще больше упрочило почитание жителями Симбирска Андрея, как угодника Божия.
Убежденность симбирян в том, что Андрей Ильич был немым, однажды было опровергнуто им самим. В один из дней своей жизни, обличая одного из сограждан-вольнодумцев, блаженный в гневе воскликнул: "Он Бога хулит!" - к огромному всеобщему удивлению. Это явилось свидетельством того, что старец совершал еще один подвиг - подвиг молчальника, и вовсе не был лишен дара речи.
Во все дни жизни своей Андрей Ильич укрощал плоть свою, не давал отдыха телу, передвигаясь лишь бегом, а если и стоял на месте, то раскачивался подобно маятнику. Спал он всегда очень мало, преимущественно на досках или голом полу, ничего не подкладывая под голову - таким образом, что во время сна голова ничего не касалась.
На протяжении своей долгой жизни Андрей Ильич снискал любовь и почитание сограждан. По этой причине, когда в 1841 году 28 ноября (по ст.ст.) в возрасте 78 лет, по надлежащем христианину приготовлении, он в тесной своей хижине предал дух Господу, событие это стало воистину всеобщим горем.
В убогое жилище, где лежало тело усопшего, непрерывно стекались люди. Улица около хижины старца была запружена экипажами. Знатные горожане стремились отдать долг уважения и любви усопшему. На протяжении пяти дней шли и шли симбиряне, чтобы проститься с блаженным. Всеобщая любовь к Андрею Ильичу была поистине безгранична. Около гроба денно и нощно горели огромные восковые свечи в больших подсвечниках. Право снарядить покойного в последний путь оспаривалось именитыми гражданами города. Честь сшить новую рубаху для покойного, изготовить гроб, положить на него дорогие покрывала (которых затем оказалось несколько), хоть как-то участвовать в подготовке к погребению почиталось как счастье.
От яркого пламени свеч, от дыхания сотен людей в хибаре блаженного стояла невыносимая духота. Но ни тогда, ни после перенесения гроба в Спасо - Вознесенский собор, где состоялось заупокойное всенощное бдение и заупокойная же литургия на шестой день после смерти, тление не коснулось тела старца. С умиленным, спокойным и приветливым лицом Андрей Ильич и после кончины был олицетворением посетившей его благодати Божьей. В отпевании блаженного приняло участие не только городское, но и сельское духовенство. Проститься с покойным пришли все горожане, за исключением лишь тех, кто не мог самостоятельно двигаться. Здесь были даже те, кто раньше даже не переступал порог храма, а также и различного толка раскольники. Даже смертью своей Андрей Ильич приводил людей ко Христу, призывал их к молитве и покаянию.
|
Похоронная процессия, растянувшаяся чуть ли не на версту, двинулась крестным ходом к месту последнего упокоения блаженного. Гроб несли на руках самые знатные горожане, поминутно меняясь и не было конца желающим нести гроб с телом покойного.
По благословению епископа Симбирского и Сызранского Анатолия погребение блаженного Андрея состоялось на одном из самых почетных мест - у стены Благовещенского собора городского Покровского мужского монастыря. Гроб, в котором старец Божий был положен так, как он ходил при жизни - в одной рубахе, с медным позолоченным крестиком на груди, босой - был помещен в специально сооруженный склеп, на котором был положен сверху камень в виде гроба и плита с надписью, говорившей о личности погребенного здесь раба Божия.
После смерти Андрея Ильича появились и первые рукописные воспоминания о нем, а в 1865 году - и первое печатное повествование о жизни праведника пера Герасима, епископа Ревельского, которое вскоре выдержало не одно издание. Впоследствии было несколько книг, посвященных блаженному Андрею. Любовь симбирян к Андрею Ильичу не угасла с его уходом из жизни, но еще более крепла. На его могиле часто служились панихиды, к ней приходили как жители города, так и приезжие. В день памяти блаженного в храмах Симбирска совершались заупокойные службы.
В 1893 году на средства симбирян, собранные по добровольной подписке, на могиле старца был сооружен богатый памятник из литого чугуна в виде часовни с золочеными главками общим весом в 6,5 тонн с портретом блаженного во весь рост внутри его. Чудесное явление было во время вскрытия склепа для укрепления стен под новый памятник. Многие свидетели, в том числе и тогдашний епископ Симбирский Варсонофий, обоняли из могилы сладостное благоухание, подтверждение чему есть в книге священника И. Никольского о блаженном Андрее". (Из книги Жития святого Андрея Блаженного)
Фотолетопись Нафанаила.
Автором сделана видео летопись сегодняшнего события и праздников 2 и 3 июня 2008 года в дни 10-летия обретения мощей св.А.Блаженного и 12 июня 2008 г. в день освящения Часовни у могилы св.А.Блаженного.
|