Главная / Новости /

Новости митрополии   RSS-лента  

 

В храм на родине художника Пластова пожертвованы иконы.

19.03.2013

Иконостас Богоявленского храма в Прислонихе Карсунского района украсили две новые иконы: «Господь Вседержитель» и «Преображение Господне».

123,85 Kb

Их подарил храму директор московского ЗАО «Росреставрация» Владимир Брянов. Иконы написаны специально для Богоявленского храма художником из Палеха Валерием Анисимовым.

фото Нафанаила

                      Церкви Богоявления Господня села Прислониха принесены в дар две иконы. 

 

          16 марта  церкви Богоявления Господня села Прислониха Карсунского района принесены в дар две иконы: «Христос Вседержитель» и «Преображение Господне».  Благоукраситель, известного в губернии храма, стал  директор Российского Республиканского научно-реставрационного общества «РОСРЕСТАВРАЦИЯ» Владимир Иванович Брянов. Обе иконы написаны художником Валерием Анисимовым из города Палеха, центра знаменитой палехской лаковой миниатюры.  По словам В.И.Брянова автор работал над иконами целый год, зная, что пишет их специально для церкви на родине А.Пластова.  В эксклюзивной беседе, проведенной с директором  реставрационного общества, корреспондентом  «Православного Симбирска» Нафанаилом, Брянов ответил на многие вопросы и рассказал, об истории предшествующей сегодняшнему дню, все ответы обобщены в предлагаемый рассказ:

 

    «Попал я в первый  раз сюда со съезда реставраторов, который проходил в городе Симбирске,  с удовольствием посетил родину народного художника Пластова. Я очень люблю его живопись. И тогда, сама атмосфера этого поселка и храма мне понравилась.  В этом храме ощущается тепло, любой предмет живет здесь той жизнью, которую в него вложил мастер, и, когда Пластовы строили эту церковь, они вложили в него свою душу.  И может быть благодаря этой любви и теплу этот храм и стоит до сих пор. Удивительная самобытность.    Здесь сохранилось уважение к прекрасному, уважение к ремесленничеству.  А в храме служит не чиновник от православной церкви, неравнодушный, который ратует за возрождение веры. Поэтому и возникло желание подарить две эти иконы такому замечательному маленькому провинциальному храму. Не все в жизни меряется деньгами. Мы оставляем память о себе во многих музеях и храмах, делаем что-то безвозмездно, когда видим, как это необходимо.

         Я хочу сказать слова благодарности вашему отделению РосОхранКультуры, усилиями которого была убрана мачта сотовой связи,   она портила весь исторический вид, действительно видна работа по сохранению самобытности этого села.

         Я не умею красиво говорить, лучше давайте мы что либо сделаем вам своими руками. Мы занимаемся реставрацией по всей России. Единственная организация, которая сохранила своё представительство в 33-х регионах России. И мы воссоздаем храмы, реставрируем памятники, у нас работают замечательные художники,  мы работаем с музеями. Сейчас мы стали инициаторами возрождения преемственности  реставрационной профессии.  В рамках государственного конкурса «Золотые руки России»  «Мастера русской реставрации». Когда мы видим музейные экспозиции мы никогда не видим табличку с фамилией мастера, который этот шедевр воссоздал из руин и он вновь стал достоянием. Эти мастера неизвестны. И их дети считают в жизни неудачниками, государством они никак не отмечены. Живут ту. А это люди, достойные уважения, о них нужно писать.  Хочется, чтобы у каждого такого мастера на стене висела хотя бы грамота, о том, что государство признает его мастером «Золотые руки России»!  Это первостепенная наша задача: если пройдет еще десять таких лет,   реставрировать в России уже будет некому! Мастера уходят не оставив за собой школы, мастерство не передается из рода в род. Реставрационное мастерство не в почете! А мне хочется, чтобы мастерство в России было в почете!  Мы влияем на эту ситуацию. Выходим на Святейшего Патриарха, на президента и думаю, нам удастся учредить этот ежегодный государственный конкурс с присвоением звания «Золотые руки России».

         Что доживает до нас: предметы интерьера, мебели, иконы, фресок, которые были сделаны с любовью!  И хранит их только любовь! И любовь мастера читается в этом произведении. И реставратор не дает второй жизни. Жизнь, она есть, она вложена мастером. Реставратор только подчищает, снимает какие-то наслоения, старую краску, вмешательства непрофессионалов. А само творение продолжает жить, у него одна жизнь. Наша задача сохранить эту жизнь и донести до потомков. Чтобы это все видели наши дети, и внуки, дети наших внуков.  Главная цель – оставить после себя неравнодушных людей,  беда страны в равнодушии. Мы равнодушны не только к памятникам, мы равнодушны к соседям, Ведь были времена, когда мы миром строили церковь, дом соседу, сейчас мы заперлись каждый в своей квартире, и не знаем кто живет по соседству.  И задача церкви и власти, какую я вижу, - вернуть людей к общению, к миру».  

            Автор этого текста в общении с московским гостем, выразил свое отношение к поступку Владимира Ивановича, как уже сделанный шаг к миру и общению, особенно это значение велико в дни, предшествующие Великому Посту. И спросил о написанных иконах.

       «Мы эти иконы не покупали.  Я увидел ,что таких ростовых икон в храме нет и мне захотелось сделать приятное жителям поселка. Для нас это большая честь. Иконы написаны с душой, нашим современником, мастером из Палеха. Он очень рад, что его работы переданы на родину художника Пластова, именно в эту церковь.  Икона это не изображение, икона – это дух, к которому обращается прихожанин. Если художнику удается запечатлеть дух, то это видно будет, по отношению к ней верующего. Иконы, по-моему, очень удачные и думаю, что Валерию Анисимову удается вложить в каждую икону дух, когда хочется с иконой общаться. Когда у нас случается беда, мы идем в церковь, просим помощи у Бога, а многие ли из нас приходят к Богу поблагодарить Его за радости, которые Он нам дает, что дети здоровы, родился внук и т.п. Тогда мы идем попросить: «Помоги, Господи». А спасибо Господу, мы сказать забываем, только порой присутствуя на престольных праздниках  в церкви, если еще приходим».   

 

        Настоятель церкви Богоявления Господня протоиерей Владимир Дмитриев. Очень прошу внимательно отнестись к этому разговору с настоятелм церкви, о котором недавно я говорил с благотворителем, верно ли он узнал в священнике тот символ нашей церкви, которому хотелось бы соответствовать и приходить к нему, как к отцу духовному. Я постарался ответить на это в следующей беседе.

Вопрос: «отец Владимир ваш дед был настоятелем церкви в Промзино, нынешнее Сурское, на Никольской горе?

       «Дед мой служил там с 1924 по 1929 год. Там же его арестовали во второй раз, впервые его заключали под стражу в 1919-м. Дали ему пять лет, отсидел в Куйбышевских лагерях два с половиной года, выпустили и потом приговорили без права проживания в Ульяновске. А в 1936 году приехали с семьей в Мелекес, поверив словам властей о свободе вероисповедания новой конституции, чтобы быть поближе к областному городу, иметь возможность общаться с родными и знакомыми.  Но его опять забрали, как раз на Николу, зимой 37-го, и в феврале 38-го расстреляли. 18-го февраля. Как раз в этот день расстреляли архиерея Ульяновской кафедры епископа Владимира.  Многих расстреляли в эти три дня: 17,18 и 19 февраля.  Их осудили в конце 37-го года и они ждали… В честь этих людей в Языково мы построили храм «Взыскание погибших» , именно в эту дату отмечается церковью в этот день 18-го февраля, и когда я молюсь, то читаю список из 370 имен, и каждую Литургию на проскомидии я вынимаю частицу за служителей церковных и мирян, кторые были расстреляны за веру, церковь православную или погибли в лагерях. Мой дед Иоанн Ахматов, его родной брат Дмитрий Ахматов, служил в Германовском храме служил до 1932-го года, и жил там же в Германовском переулке. Даже дом еще сохранился в центре переулка.  Сейчас это переулок Гоголя. Муж их родной сестры священник из ВсеСвятской церкви отец Александр, тоже были все арестованы и расстреляны. Трое священников нашего рода были убиты за веру. Так Господь устроил,  что сейчас нас три человека, три родственника, служим в церкви: диакон Сергий Ахматов, он носит фамилию деда, служит в монастыре Михаила Архангела и еще один в Москве».     

        Вопрос: «Батюшка, не спроста я задал Вам этот вопрос, в канун Прощеного воскресенья. Осталась в сердце человека Владимира Дмитриева злость, ненависть к большевикам, к тому режиму, за эти злодеяния?»

        «В каждом человеке есть эта греховная идея, бесовская.  Бывают моменты, когда она вдруг начинает развиваться,  начинает приобретать силу, вырываться из своих глубин темных, устаешь бороться с ней… Вопрос этот открытый: Кто же виновен во всех этих злодеяниях? Сталин? Другая сила?  Какая же непонятная сила вселилась в невольных или явных исполнителей, которые не сумели понять тогда истины?  Я скорее злюсь на себя, свои греховные мысли,  поступки, действия, которые я сам совершил, или могу совершить, потому что все мы люди связаны. Это такой общечеловеческий момент, как говорил Достоевский «Вина всех на всех!».  Трудно отвечать на этот вопрос, даже говорит трудно, но со злостью надо бороться… На каком бы основании она ни была основана, чем бы ни была вызвана, но с ней нужно бороться. Так учит нас Господь. Так что вся власть от Бога, - Божественная имеется в виду. Вот как-то так, простите меня».

        Вопрос: «Возвращаюсь к дню сегодняшнему, к празднику, когда в храме появились две новые иконы».

         «Это неожиданная, нечаянная радость. Владимир в прошлом году, когда приезжал к нам, говорил мне об этом, но прошло столько времени, и я как-то и забыл уже. Многие многое обещают, а делают единицы.  И вот он привозит иконы, это было неожиданно.  Иконы не для меня лично, это для храма, все, что есть здесь, в доме молитвы. Это не лично наш дом и не чей-то лично. И мы благодарны этим людям, вся наша вера и основана на благодарении, на Евхаристии.  И это тот Евхаристический момент нашей жизни, на котором зиждется вся наша вера. Если исчезает это благодарение, значит и любовь исчезает. Слава Богу за всё. Если мы не будем благодарны друг другу, значит, мы разобщены, и нет в нас любви Христовой.  Слава Богу, мы благодарны ему, спаси его Господи. Конечно, при  таких действиях важно иметь «дух сокрушен»  и когда мы теряем власть над собой, если мы живем недостойно,  Дух Святой начинает отступать от нас.  Тогда мы удаляемся от Христа».

 

        На церемонии почетным караулом выступали курсанты Карсунского кадетского корпуса, они торжественно внесли святые иконы в храм и установили их в центре придела во имя Казанской иконы Божией Матери, в котором проводятся Богослужения в холодное время года.  Второй придел церкви холодный во имя Богоявления Господня. На молебне, который совершил епископ Барышский и Инзенский Филарет (Коньков), ему сослужили протоиерей Георгий Шенгур, проиерей Алексий Селезнев, иерей Евгений, настоятель церкви села Языково, диаконы Казанского Жадовского монастыря. Владыка  благословил и освятил новые образа и в своем слове, воззвал прихожан, собравшихся на молебен, а многие из них приехали из Языкова, поздравил с окончанием масленичной недели, и началом Великого Поста.

    «Сегодня у нас замечатлное событие, как раньше говорили наши праотцы: «Возверзи на Господа печаль твою и Той тя пропитает», поэтому для каждого верующего сердца благость прийти в храм , помолиться Господу, открыть свою печаль пред Богом, воздать Ему хвалу за все благодеяния, и получить от Господа ту духовную милость, без которой ни одна живая душа не живет и не дышит.

   Сегодня мы видим, как благодарное сердце человеческое принесло в храм сии иконы святые, изображения «Христа Вседержителя» и «Преображения Господня» благоукрасят храм и будут в радость всем молящимся.  Ибо всяк молящийся, глядя на икону обращается в первую очередь к первообразу,  Христу Спасителю.  В предстоящие дни Великого Поста всех вас поздравляю с этим. Пост для христианина всегда праздник и великое время, когда нужно привести себя хоть к какому-то, хотя бы к небольшому покаянию. Хоть как-то изменить себя, чтобы быть подобным Царствию  Небесному, подобным Святым. Следуя за Спасителем, мы должны,  прежде всего, исполнять Его святые заповеди. Я поздравляю человека, Владимира Ивановича Брянова, который подарил сию великую радость храму, милость храму, пожелать ему милости Божие , архиерейскую грамоту и архиерейское благословение.   Спаси Вас Христос.

     Всем собравшимся в храме владыка Филарет пожелал благостно закончить масленицу, попросить у своих ближних и дальних прощения, если чем-то кого обидели, попросить, чтобы друг за друга все мы с вами помолились, и с чистым сердцем начать Великий Пост.

     «Пользуясь случаем, хочу попросить у вас прощения, если кого обидел, чем согрешил, простите меня грешного»,- владыка поклонился на три стороны перед всем народом.

 

          Год 2013-ый, это год 135-летия храма, построенного при участии Григория Гавриловича Пластова, с 1875-го года  церковного псаломщика,  деда народного художника СССР Аркадия Александровича Пластова. В дневниках  художника есть такая запись: ««В молодости отец мой, Александр Пластов, был подмастерьем у своего отца, деда моего, Григория Пластова, иконописца и, кажется, архитектора. В бумагах, оставшихся у отца, я находил много архитектурных проектов с надписями: «Церковь в селе таком-то, сочинил и чертил Григорий Пластов». Церковь в нашем селе была построена по его чертежам, и живопись в ней была исполнена им вместе с отцом».

       Внутренние стены церкви, после её возведения,  были украшены холстами с изображением на них  сюжетов из Библии. После закрытия церкви в 1936 году и попытки окончательного снесения в 1957-м, многие иконы и холст были утрачены. Жителями села сохранены некоторые иконы и части настенных холстов, на одном из которых сохранилось картина Святого Богоявления:  Крещения Господа Иисуса Христа.  Восстановлением Богоявленской церкви занимался сын Аркадия Пластова Николай.

      В интервью Владимир Брянов так же сказал, что необходимо, пока есть время, укрепить сохранившийся настенный холст Богоявленской церкви, провести специальную реставрационную  обработку, после этого можно будет собрать холсты в своеобразные иконные рамы и обязательно поместить все эти фрагменты под стекло, защищающие от разрушающего воздействия перепада температуры и влаги.    

             

Кор газеты "Православный Симбирск" Нафанаил.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 


Внимание!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Памяти первого митрополита земли Симбирской»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: mitropolit-prokl.ru

Все новости раздела