Мы собрались под сводами этого святого храма, чтобы получить благословение Божие на предстоящий путь и предстоящие труды в течение четыредесятницы. Сорок восемь дней мы будем с вами проводить в посте, для того, чтобы достичь величайшего в мире праздника, Светлого Христова Воскресения! Для этого необходимы труды поста и молитвы. Пост и молитва, по слову святых отцов, – это два крыла, которые возносят человека к Богу. Это трудный, сложный и очень ответственный подвиг. Далеко не многие наши нынешние соотечественники понимают необходимость Великого Поста. Господь говорит: «Без Меня не можете делать ничего». И только с помощью Божией люди несут этот подвиг. Поэтому мы пришли под своды храма, чтобы пройти этот путь, совершить его. Человек очищает свою душу, свое внутреннее состояние. Почти пятьдесят дней – это, несомненно, очень длительный путь, и человеку, возможно, будет проходить его непросто, он будет спотыкаться, он может сомневаться, может не надеяться на свои человеческие силы, свои человеческие возможности, ибо помощь наша только от Господа, сотворшего небо и землю. Всеукрепляющая помощь Божия помогает людям отважиться пойти этим путем! По этой дороге спасения, где мы будем с вами на протяжении всего Поста слышать: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…» Святая Церковь призывает нас каяться и молиться, потому что нет человека на земле, который бы пожил и не согрешил. Который бы не имел греха и порока, человеческой слабости. Все это у нас есть в наличии, потому что мы с вами дети и сыны Адамовы. Дух сомнения терзает нашу душу. Но человек должен помнить, что в конце этого пути нас ожидает великая награда: единственная, спасительная ночь, Светлое Христово Воскресенье.
Мы будем с вами слышать Божественный канон пастыря Церкви Андрея Критского, где в библейских прообразах отражены и спасительные моменты нашего бытия нашей души, и отрицательные, которые укоряют наше самолюбие, наше человеческое «я». Двести десять тропарей заключает этот замечательный канон, который будет нами прочитан в эту седмицу. Мы знаем, что Церковь в эти дни одевается как бы в траур, напоминая о человеческой греховности, о смирении. О смирении нашей гордой, и надменной души, которую мы не питаем духовной пищей, думаем только об увеселении, но этим не питается душа. «Без слов Христа, вся наша жизнь в опасности», ‑ говорит великий подвижник нашей церкви. Но христианин твердо верит в то утешение, которое дает ему Господь. Которое говорит о том, что трудящийся достоин награды. Господь наш постился сорок дней, перед выходом на свое общественное служение, пророк Божий Илия, тоже постился сорок дней, и все великие подвижники мира и благочестия старались смирять свое личное «я» постом и молитвою. И мы сегодня в подражание им будем просить Господа о том, чтобы Он помог нам, пройти этот спасительный и благодатный путь.
Вспоминается, как в дни моей молодости категорически отрицался Пост, называли нас, христиан, фанатиками, выдумывающими невесть чего и морящими себя голодом. А сейчас даже современная наука говорит о том, что человеку необходимо иметь воздержание, пост. Больному человеку говорят, что ему много нельзя, все ему вредно. Это не пост, это голодание, диагноз который ставит медицина. Так вот, если вы не хотите слушать голос Церкви, то скоро будете слушать голос врача. Пост и молитва приносят большую пользу и в отношении здоровья человека. В Церкви Божией все устроено очень благоразумно. Человеку необходим отдых для своего тела, но необходима забота и о своей душе! Чтобы наслаждаться жизнью в Боге, жизнью в учение Христовом.
Пост ‑ это своеобразная жертва. Если ты хочешь принести эту жертву, но вспомнил, что ты имеешь обиду на брата своего, то пойди, прежде всего, примирись с братом своим. А затем приноси эту жертву. Это добрый христианский обычай, и особенно российский обычай. Люди просят прощения друг у друга, прощая все просимое от души, от всего сердца. А тот человек, который обладает закостенелой душой, не понимает, что такое простить. Простить своего брата, попросить извинения, как обычно говорят. Христиане издревле кланялись друг другу, просили прощения друг у друга в святых иноческих обителях, которые являются для нас законодателями веры и благочестия. Этот благочестивый обычай востока перешел к нам. В Палестине совершалось богослужение в монастыре, монахи покидали обитель, шли в пустыню Иорданскую и там совершали подвиг поста и молитвы. Мы сегодня к этому не способны, мы живем в другое время, другой обстановке. Но человек может смирять себя, может осознавать свое человеческое не достоинство, и за период этого Поста избавиться, быть может, от каких-то маленьких грехов.
К одному подвижнику приходит человек, и старец у него спрашивает: «Какие ты имеешь грехи?» Тот отвечает: «Да так, по мелочи». А другой стоит рядом и кается, так сокрушается в одном своем грехе! Старец говорит ему: «Принеси мне камень». И тот приносит камень. А первому старец говорит, чтобы тот тоже принес камни по числу своих грехов. Он же сокрушается, как он может их вспомнить, ведь их так много! Так оплакивает человек один свой грех, и так, бывает, говорят о множестве своих грехов, на которые мы порой даже не обращаем внимания. Подумаешь, обманул ближнего, подумаешь, проехал без билета в трамвае! Такая, казалось бы, мелочь, а это тоже является грехом. Поэтому христианский долг в эти дни говорит нам, что мы должны следить за состоянием своей души, просить Господа о милости, не проводить Поста праздно. И не говорить самому себе: потом я покаюсь, потом помолюсь. Иногда слышишь от молодых людей, что буду молиться, когда буду в вашем возрасте. А ведь будешь ли ты в моем возрасте, еще неизвестно. И даже когда наступает такой возраст, начинаются скорби и болезни, испытания, и молиться некогда, и сил нет. Поэтому, пока есть возможность, в дни Великого Поста всегда надо просить помощи Божией и верить, без веры угодить Богу невозможно.
Царство Божие усилием берется. И прилагающий это усилие наследует его. Бог посылает нам в награду просимое. У Него все возможно. Разве мы могли еще пятнадцать лет назад думать, что будем здесь молиться сегодня, когда мы хлопотали через суды и осуждение о возвращении этого собора! Невозможное человеку, становится возможным у Бога. С особым усердием, чувством благодарности мы должны благодарить Господа. Не слушайте, когда вас осуждают за благочестие. Мы делаем свое дело по милости Божией. И Господь обильно помогает всем нам.
Сегодня, вступая на подвиг поста и молитвы, мы должны сердечно попросит друг у друга прощения, как священнослужители, так и каждый христианин. Пусть даже чувствуя обиду. А со священниками всякое бывает, мы же люди. Всякие бывают недоразумения, несогласия, совершен только Один, Кто жил без греха на земле, это Господь наш Иисус Христос. Он сказал: «Кто из вас может обличить Меня в грехе?» Нам же людям всякое свойственно, мы несем бремя той греховной природы, которой наделил нас праотец наш Адам. Но по милости Божией у нас есть возможность иметь общение с Господом в Его Святых Таинствах. Самым важным из них является Таинство святой Евхаристии. Когда мы во время Божественной Литургии говорим: «Но обнови нас, молящихся Тебе», обновление происходит через эту молитву, и более всего в дни Великого Поста. Вы будете произносить бессмертную молитву: «Господи и Владыка живота моего…», у вас будет возможность присутствовать на Божественной Литургии Преждеосвященных Даров, вы будете слушать прекрасные слова дивного канона, и всё это является заботой Бога и Святой Матери Церкви о душе человека.
Прошу у всех вас прощения, потому что я тоже человек, и, как сказано, нет человека, который пожил и не согрешил. Пусть Господь милосердный, как Отец Чадолюбивый, простит каждого из нас. Простите мне братия и сестры, аще согрешил словом и делом разумом и неразумием.
Внимание!
При
использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Памяти первого митрополита земли Симбирской»,
а при размещении в интернете – гиперссылку на наш сайт: mitropolit-prokl.ru